Факторы внутренней среды орг-ции

Факторы внутренней среды орг-ции – переменные факторы, которые являются характеристикой орг-ции.

Эти переменные в различной степени контролируются руководством и периодически изменяются под влиянием внешних факторов.

Внутренние переменные – результат управленческих решений менеджеров.

От соотношения внутренних переменных зависит эффективность и конкурентоспособность организаций.

Основные переменные факторы в орг-ции:

1. Цель (цели) запланированный результат, к которому стремится фирма. Является стержнем всей деятельности орг-ции.

§ Цель отражает философию организации, определяет направление её деятельности.

§ Цель позволяет своевременно приспособиться к внешним изменениям, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов. Наличие чётких целей позволяет действовать быстрее, с большим эффектом и с меньшими затратами.

§ Цели составляют основу для принятия управленческих решений и для оценки результатов деятельности.

§ Цели содержат в себе вызов, поэтому побуждают у людей сосредоточить свои усилия на их достижении.

Чтобы цели выполняли свои функции, они должны отвечать определённым требованиям:

§ Цели должны быть реальными, т.е. соответствовать возможностям организации.

§ Конкретными, т.е. чётко обозначены и по возможности выражены в количественных показателях, что даёт возможность в дальнейшем проверять их исполнение.

§ Гибкими, т.е. должна быть возможность в корректировке целей. Поэтому менеджеры, устанавливая цели, могут определить цель-максимум (благоприятная ситуация), цель-минимум (неблагоприятная ситуация) и оптимальную цель (средние показатели).

§ Взаимосопоставимыми и взаимодополнять друг друга. Как правило, в орг-ции разрабатывается система целей, в рамках которой все цели должны быть упорядочены, сбалансированы по важности, приоритетности, первоочерёдности и соподчинённости.

§ Определены во времени:

o Долгосрочные (5 и более лет);

o Среднесрочные (до 1 года);

o Краткосрочные (от 1 дня до полугода).

Классификация целей организаций:

1. По степени важности:

ü Стратегические (долгосрочная перспектива);

ü Тактические;

ü Оперативные (текущие).

2. По содержанию:

ü Технологические;

ü Экономические;

ü Социальные;

ü Производственные;

ü Маркетинговые;

ü Административные и др.

3. По направленности:

ü Направленные на получение результата;

ü На осуществление деятельности;

ü На состояние объекта.

4. По форме выражения:

ü Выраженные количественными показателями;

ü Качественными показателями.

5. по уровням:

ü Миссия орг-ции (философия, предназначение орг-ции в обществе);

ü Общеорганизационные цели;

o Интегральные (характеризую деятельность орг-ции в целом)

o Функциональные (в сфере финансов производства, маркетинга и др.)

ü Специфические цели (планируются для каждого структурного подразделения: для цеха, участка, бригады, отдела).

2. Задачи конкретная предписанная работа, которая должна быть выполнена к определённому сроку, с определённым стандартом качества.

Все задачи должны быть направлены на реализацию целей. Основная проблема, которая возникает при распределении задач м/у сотрудниками – сложность и уровень специализации задач, закреплённых за сотрудниками.

Виды:

ü Узкоспециализированные;

ü Широкие.

На каждом рабочем месте необходимо определить оптимальный уровень сложности, интенсивности и специализации труда, учитывая не только экономические показатели, но и психологию людей.

3. Технология способ выполнения работ, от которой зависит результат.

Виды:

1. Технология индивидуального или мелкосерийного производства.

«+» высокое качество, уникальность, «-» высокая стоимость

2. Технология серийного производства (конвейерное производство).

«+» доступность цены, снижение затрат на производство. «-» снижение качества.

3. Технология непрерывного производства (применяется на предприятиях со сложными производственными процессами: доменные печи, добыча нефти и газа и т.д).

4. Структура организации это относительно самостоятельные элементы орг-ции, которые создаются в результате вертикального и горизонтального разделения труда, каждый из которых отвечает за выполнение определённого круга задач.

Структура орг-ции должна быть оптимальной, т.е. способствовать наиболее успешному выполнению целей орг-ции.

5. Персонал один из основных внутренних факторов орг-ции, т.к. именно от персонала зависит:

ü Какие цели будут установлены;

ü Как распределены задачи;

ü Какая технология выбрана.

Поэтому руководство должно точно определить количественные и качественные показатели персонала.

Все факторы внутренней среды орг-ции тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Поэтому соотношение этих факторов является зоной повышенного внимания менеджеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: