Факторы внутренней среды орг-ции – переменные факторы, которые являются характеристикой орг-ции.
Эти переменные в различной степени контролируются руководством и периодически изменяются под влиянием внешних факторов.
Внутренние переменные – результат управленческих решений менеджеров.
От соотношения внутренних переменных зависит эффективность и конкурентоспособность организаций.
Основные переменные факторы в орг-ции:
1. Цель (цели) – запланированный результат, к которому стремится фирма. Является стержнем всей деятельности орг-ции.
§ Цель отражает философию организации, определяет направление её деятельности.
§ Цель позволяет своевременно приспособиться к внешним изменениям, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов. Наличие чётких целей позволяет действовать быстрее, с большим эффектом и с меньшими затратами.
§ Цели составляют основу для принятия управленческих решений и для оценки результатов деятельности.
§ Цели содержат в себе вызов, поэтому побуждают у людей сосредоточить свои усилия на их достижении.
|
|
Чтобы цели выполняли свои функции, они должны отвечать определённым требованиям:
§ Цели должны быть реальными, т.е. соответствовать возможностям организации.
§ Конкретными, т.е. чётко обозначены и по возможности выражены в количественных показателях, что даёт возможность в дальнейшем проверять их исполнение.
§ Гибкими, т.е. должна быть возможность в корректировке целей. Поэтому менеджеры, устанавливая цели, могут определить цель-максимум (благоприятная ситуация), цель-минимум (неблагоприятная ситуация) и оптимальную цель (средние показатели).
§ Взаимосопоставимыми и взаимодополнять друг друга. Как правило, в орг-ции разрабатывается система целей, в рамках которой все цели должны быть упорядочены, сбалансированы по важности, приоритетности, первоочерёдности и соподчинённости.
§ Определены во времени:
o Долгосрочные (5 и более лет);
o Среднесрочные (до 1 года);
o Краткосрочные (от 1 дня до полугода).
Классификация целей организаций:
1. По степени важности:
ü Стратегические (долгосрочная перспектива);
ü Тактические;
ü Оперативные (текущие).
2. По содержанию:
ü Технологические;
ü Экономические;
ü Социальные;
ü Производственные;
ü Маркетинговые;
ü Административные и др.
3. По направленности:
ü Направленные на получение результата;
ü На осуществление деятельности;
ü На состояние объекта.
4. По форме выражения:
ü Выраженные количественными показателями;
ü Качественными показателями.
5. по уровням:
ü Миссия орг-ции (философия, предназначение орг-ции в обществе);
|
|
ü Общеорганизационные цели;
o Интегральные (характеризую деятельность орг-ции в целом)
o Функциональные (в сфере финансов производства, маркетинга и др.)
ü Специфические цели (планируются для каждого структурного подразделения: для цеха, участка, бригады, отдела).
2. Задачи – конкретная предписанная работа, которая должна быть выполнена к определённому сроку, с определённым стандартом качества.
Все задачи должны быть направлены на реализацию целей. Основная проблема, которая возникает при распределении задач м/у сотрудниками – сложность и уровень специализации задач, закреплённых за сотрудниками.
Виды:
ü Узкоспециализированные;
ü Широкие.
На каждом рабочем месте необходимо определить оптимальный уровень сложности, интенсивности и специализации труда, учитывая не только экономические показатели, но и психологию людей.
3. Технология – способ выполнения работ, от которой зависит результат.
Виды:
1. Технология индивидуального или мелкосерийного производства.
«+» высокое качество, уникальность, «-» высокая стоимость
2. Технология серийного производства (конвейерное производство).
«+» доступность цены, снижение затрат на производство. «-» снижение качества.
3. Технология непрерывного производства (применяется на предприятиях со сложными производственными процессами: доменные печи, добыча нефти и газа и т.д).
4. Структура организации – это относительно самостоятельные элементы орг-ции, которые создаются в результате вертикального и горизонтального разделения труда, каждый из которых отвечает за выполнение определённого круга задач.
Структура орг-ции должна быть оптимальной, т.е. способствовать наиболее успешному выполнению целей орг-ции.
5. Персонал – один из основных внутренних факторов орг-ции, т.к. именно от персонала зависит:
ü Какие цели будут установлены;
ü Как распределены задачи;
ü Какая технология выбрана.
Поэтому руководство должно точно определить количественные и качественные показатели персонала.
Все факторы внутренней среды орг-ции тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Поэтому соотношение этих факторов является зоной повышенного внимания менеджеров.