В.Н.Гениатулин
СТАТИСТИКА (теория статистики)
Конспект лекций
для студентов специальностей 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит», 080107.65 «Налоги и налогообложение»,
080507.65 «Менеджмент организации», 080102. 65 «Мировая экономика»
Тольятти 2011
Гениатулин В.Н. Статистика (теория статистики). Конспект лекций. - Тольятти, 2011 г.
Конспект лекций по дисциплине «Статистика» разработан в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальностям 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105.65 «Финансы и кредит», 080107.65 «Налоги и налогообложение», 080507.65 «Менеджмент организации», 080102. 65 «Мировая экономика»,
утвержденных Министерством образования и науки РФ.
Обсуждено и рекомендовано к изданию решением кафедры
«28» июня 2011 г., протокол №9
Зав. кафедрой д.э.н., профессор _______________В.И. Макарова
Одобрено Научно-методическим советом факультета
«___»_________________2011 г., протокол №______
Председатель ______________________________
Одобрено Научно-методическим советом университета
«___»_________________2011 г., протокол №______
Председатель УМС __________________ А.Д. Немцев
Волжский университет им. В.Н. Татищева
Содержание
Введение | ||
1.Общая теория статистики | ||
1.1 Предмет, задачи, основные категории и понятия статистики | ||
1.2 Статистическое наблюдение | ||
1.3 Сводка и группировка статистических данных | ||
1.4. Абсолютные и относительные величины | ||
1.5. Средние величины в статистике | ||
1.6. Показатели вариации | ||
1.7. Ряды распределения | ||
1.8. Выборочное наблюдение | ||
1.9. Статистическое изучение взаимосвязи социально-экономических явлений | ||
1.10. Ряды динамики и их применение в анализе социально-экономических явлений | ||
1.11 Индексный метод анализа |
Введение
В условиях становления новых хозяйственных отношений повышаются требования к уровню статистической подготовки экономистов. Цель дисциплины состоит в том, чтобы помочь студентам в изучении закономерностей социально-экономического развития общества и взаимосвязей всех явлений и процессов, происходящих в жизни общества, а также потребностей и ресурсов развития экономики, основных элементов производства и его конечных результатов.
Статистические методы сбора, обработки и анализа информации используются для общей характеристики социально-экономического развития, при проведении международных сопоставлений уровней экономического и социального развития различных стран.
Статистика дает необходимую информационную базу при самостоятельной работе студентов, написании курсовых и дипломных работ по основным дисциплинам специальности.
При изучении дисциплины ставятся задачи всестороннего и глубокого изучения состояния и развития экономики, различных социальных и экономических процессов, происходящих в стране, их закономерностей путем обработки, анализа и обобщения данных о них.
В результате изучения дисциплины студент должен уметь использовать методы статистического анализа для исследования явлений и процессов общественной жизни; применять систему статистических показателей; исследовать социально-экономический потенциал страны и процесс производства валового национального продукта; иметь навыки статистического анализа и измерять экономическую эффективность производства на микро- и макроуровне.
Таким образом, статистика имеет большое значение в системе дисциплин, определяющих содержание экономического образования, и тесно связана с такими дисциплинами, как экономическая теория, высшая математика, экономический анализ, бухгалтерский учет.
В ходе изучения дисциплины студенты должны:
а) знать:
- систему сбора, обработки и анализа экономической информации;
- новые направления, формы, средства и методы отечественной экономической статистики;
- систему основных экономических показателей статистики;
- методологию расчета статистических показателей, используемых в анализе.
б) уметь:
- применять на практике изученные показатели и методы их расчета;
- решать конкретные задачи с использованием различных методик.