В настоящее время добывается большое количество разнообразных природных топлив. Много топлив получается искусственным путем в результате технологической переработки природных топлив. Все они резко различаются по физическим свойствам и химической структуре, что непосредственно влияет на характер процесса горения.
Основные разновидности природного топлива – древесина, торф, угли (бурый, каменный, антрацит), сланец, нефть, природный горючий газ. В качестве топлива используются также продукты переработки природного топлива – кокс; газы термообработки и коксования – генераторные, доменные, коксовальных печей; продукты нефтепереработки – бензин, керосин, дизельное топливо, мазут.
На практике при организации процессов горения в качестве горючего вещества используют твердые, жидкие и газообразные топлива. Твердые и жидкие топлива представляют собой сложные соединения горючих элементов, молекулярное строение которых еще недостаточно изучено, и включают в себя минеральные примеси и влагу. Углерод С, водород Н и кислород О определяют состав органической массы топлива. Кроме того, органическая масса топлива в небольших количествах содержит серу S и азот N. Все эти вещества могут принимать участие в процессе горения, и поэтому они составляют горючую массу топлива.
Минеральные примеси, попадающие в состав топлива в основном в процессе его образования, составляют золу топлива А, содержание которой в разных топливах различно. Зола непосредственно не принимает участие в реакциях окисления, определяющих процесс горения, однако, балластируя горючую массу, снижает ее тепловую ценность. Процентное содержание в топливе всех веществ (включая золу), входящих в состав сухой массы, называется элементарным составом сухой массы.
Общая масса топлива, включая золу и влагу W, называется рабочей. Все расчеты, связанные с анализом процесса горения, как правило, принято проводить по рабочей массе.
В зависимости от того, какая масса топлива берется в расчет, каждой составляющей присваивается соответствующий надстрочный индекс.
Горючая масса
Сг + Нг + Ог + Nг + Sгор+п = 100%.
Сухая масса
Сс+Нс+Ос+Nс+Sсор+п +Ас = 100%.
Рабочая масса
Ср+Нр+Ор+Nр+Sрор+п +Ар+Wр = 100%.
Приведение элементарного состава топлива от одной массы к другой производится с помощью обычной пропорции.
Главной горючей составляющей твердого и жидкого топлива является углерод, горение которого обусловливает выделение основного количества тепла. Теплота сгорания аморфного углерода 34,4 МДж/кг (8130 ккал/кг).
Водород является вторым по значению элементом горючей массы топлива, его содержание в горючей массе твердых и жидких топлив колеблется от 2 до 10%. Много водорода содержится в природном газе и горючих сланцах, меньше всего – в антраците. Теплота сгорания водорода в водяной пар – 10,8 МДж/м3 (2579 ккал/м3).
Кислород и азот в топливе являются органическим балластом, так как их наличие уменьшает содержание горючих элементов в топливе. Кроме того, кислород, находясь в соединении с водородом или углеродом топлива, переводит некоторую часть горючих в окислившееся состояние и уменьшает его теплоту сгорания. Содержание кислорода велико в древесине и торфе. Азот при сжигании топлива в атмосфере воздуха не окисляется и переходит в продукты сгорания в свободном виде. При сжигании топлива в закрытых объемах (топках, печах, камерах сгорания двигателей и др.) некоторая часть азота окисляется.
Сера твердого топлива подразделяется на органическую Sор, пиритную Sп и сульфатную Sс:
S = Sор + Sп + Sc
. Органическая сера входит в состав сложных высокомолекулярных органических соединений топлива. Пиритная сера представляет собой ее соединения с металлами, чаще с железом (FeS2). Органическая и пиритная сера Sор+п участвуют в горении и относятся к сере горючей Sг. Сульфатная сера Sс входит в минеральную часть топлива в виде сульфатов СаSО4и FеSО4 и поэтому в процессе горения дальнейшему окислению не подвергается. Сульфатные соединения серы при горении переходят в золу.
Сера в жидком топливе содержится в виде сераорганических соединений (меркаптанов, сульфидов, дисульфидов и др.), элементарной серы и сероводорода Н2S. Все они участвуют в горении.
Сера в газовом топливе содержится в основном в виде сероводорода.
Образующийся при горении топлива сернистый газ SО2 и особенно сопутствующий ему в небольшом количестве серный газ SО3 вызывают коррозию металлических частей топливосжигающих устройств и отравляют окружающую местность. Вследствие низкой теплоты сгорания – 9,3 МДж/кг (2220 ккал/кг) присутствие серы уменьшает теплоту сгорания топлива. Поэтому сера является вредной и нежелательной примесью топлива.
Состав горючих газов обычно записывают в виде суммы объемного содержания составляющих газов (в процентах), например
Объемное содержания вставить определение
СО + Н2 + СО2 + СН4 + СmНn + Н2S + О2 + N2 + Н2О = 100%.
Состав топлива необходим для определения тепловой ценности топлива, а также для сведения материальных балансов процесса горения.