Механизм ценообразования представляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующими факторами и, с другой – способ формирования цены, технологию процесса её зарождения и функционирования, изменения во времени.
Как следует из названия, рыночным называют механизм ценообразования, действующий на рынке.
Для выработки эффективной ценовой политики организации необходим анализ следующих факторов, влияющих на уровень цен:
Ø спрос на продукцию;
Ø государственное регулирование цен;
Ø издержки по производству и реализации продукции;
Ø конкуренция.
Спрос (англ. demand) – это потребность, обеспеченная деньгами.
В рыночной экономике действует закон спроса: чем ниже цена, тем выше спрос и наоборот (чем выше цена, тем меньше товара приобретают покупатели по этой цене). Иными словами, этот закон выражает обратную зависимость между спросом и величиной цены. Зависимость между ценой товара и спросом на него описывается кривой спроса, показанной на рис.1.
Рисунок 1. Кривая спроса