· При индивидуальном обучении к каждому обучаемому прикрепляется инструктор, назначаемый из числа квалифицированных рабочих или мастеров. Обучение проводится в соответствии с программой на отдельном рабочем месте в реальных производственных условиях.
· Бригадная форма обучения применяется при обучении группы рабочих по одной специальности.
· Курсовая система обучения предполагает два этапа:
ü первый – в учебных группах на специально созданной для этого учебно-производственной базе под руководством инженеров отдела производственного обучения;
ü второй – на рабочих местах и действующих цехах предприятия под руководством мастера производственного обучения или индивидуально под руководством инструктора.
Тема 3. Психолого-педагогические основы эффективного обучения
Принципы обучения персонала
· Учет содержания профессиональной деятельности;
· Четкая постановка цели обучения;
· Обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью;
|
|
· Практика;
· Поддержание высокой мотивации к обучению;
· Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия;
· Учет исходного уровня знаний обучающихся.
Условия эффективного обучения
· Учет содержания профессиональной деятельности слушателей;
· Четкая постановка задач обучения;
· Учет индивидуальных характеристик обучающихся;
· Характеристики изучаемого материала;
· Используемые методы обучения;
· Опыт, квалификация и установки преподавателя.
Методы обучения – это те способы, с помощью которых преподаватель решает стоящие перед ним задачи по обучению, управляет учебным процессом.
Классификации методов обучения:
- по источникам знаний: словесные, наглядные, практические;
- по степени взаимодействия преподавателя и обучающихся: изложение, беседа, самостоятельная работа;
- в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение, закрепление материала и т. д.;
- по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия преподавателя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный;
- по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный, дедуктивный, традуктивный.