УК 1996 г. решил этот вопрос, на наш взгляд, именно в таком плане, предусмотрев лишение права заниматься иной деятельностью I Закон определяет сроки лишения права занимать должности на государственной службе и в органах местного самоуправления либо заниматься профессиональной или иной деятельностью. Они установлены в качестве основного наказания от одного года до пяти лет и в качестве дополнительного — на срок от шести месяцев до трех лет (ч. 2 ст. 47 УК)^
Высшие судебные органы специально обращали внимание судов на необходимость четкого соблюдения требований закона об обязательном указании в приговоре срока данного наказания. При этом разъяснялось, что, если к моменту вынесения приговора виновный не занимает определенной должности или не занимается данной деятельностью, это не лишает суд права применения запрета в качестве наказания.
ь В отличие от штрафа и конфискации имущества рассматриваемое наказание может назначаться в качестве дополнительного и в случаях, когда оно не указано в соответствующей статье Особенной части УК, если с учетом характера и степени общественной опасности преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранить за ним право занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч 3 ст. 47 УК)^
, В статьях Особенной части УК это наказание как в качестве основного, так и дополнительного предусмотрено за преступления, связанные либо с занимаемой виновным должностью, либо конкретной профессиональной или иной деятельностью Так, в качестве основного наказания лишение права заниматься определенной деятельностью предусмотрено за квалифицированные виды таких преступлений, как нарушение неприкосновенности жилища с использованием служебного положения (ч. 3 ст. 139 УК), отказ должностного лица в предоставлении гражданину информации (ст. 140 УК) и др. Как дополнительное это наказание указано, к примеру, в ч. 2 ст. 124 УК (неоказание помощи больному). Применение рас-[ сматриваемого наказания выполняет важную предупредительную | функцию, осужденный не имеет больше возможности совершать преступные действия, связанные с должностью или профессией. Тем самым в известной мере предупреждается и возможность рецидива^
^Следует иметь в виду, что запрет занимать должности на госслужбе или в органах местного самоуправления либо заниматься определенной деятельностью не лишает осужденного возможности вообще работать в данном ведомстве или в системе. Речь идет лишь о лишении права находиться на конкретных должностях (на-