Структура расчетных правоотношений содержит три основных элемента: субъектный состав; объект правоотношений; а также содержание как совокупность прав и корреспондирующих им обязанностей субъектов.
Объектом данных отношений являются денежные средства клиента кредитной организации.
Субъектами таких правоотношений являются:
- плательщик и получатель средств;
- кредитные организации, обслуживающие плательщика и получателя денежных средств;
- учреждения, через которые проходит платеж: а) расчетная сеть ЦБ РФ, б) кредитные организации, в) клиринговые центры (финансовые дома).
Основными правомочиями плательщика и получателя средств являются следующие:
- право свободно выбирать форму расчетов и закреплять ее в договорах с кредитными организациями;
- право осуществлять зачет взаимных требований как посредством кредитных организаций, так и минуя их;
- право давать обязательные к исполнению банками распоряжения о перечислении денежных средств;
- право предъявлять претензии либо обращаться в суд в случае нарушения кредитными организациями порядка осуществления платежей, установленного законом либо договором.
|
|
При осуществлении расчетов клиент кредитной организации обязан:
- хранить денежные средства на банковском счете в кредитной организации на условиях и в порядке, определенных законом либо договором;
- выполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;
- правильно оформлять платежные документы;
- платить банку вознаграждение за осуществление расчетно-кассовых операций.
Основные права банков:
- рекомендовать клиенту наиболее выгодную форму осуществления расчетов;
- производить на основаниях, прямо предусмотренных законодательством, безакцептное и бесспорное списание средств со счета плательщика без согласия последнего;
- оказывать клиенту дополнительные услуги (консультационные, факторинговые, лизинговые);
- осуществлять межбанковские операции с использованием корреспондентских счетов, открываемых друг у друга банками на основе корреспондентских соглашений через РКЦ ЦБ РФ, либо посредством клиринговых центров (финансовых домов).
При осуществлении расчетных операций кредитные организации обязаны:
- вести банковские счета клиентов;
- исполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;
- не вмешиваться в договорные отношения клиентов;
- осуществлять банковские операции со счетов клиента только по его распоряжению (за исключением случаев безакцептного и бесспорного списания средств);
|
|
- хранить денежные средства клиента на его банковском счете;
- своевременно и правильно совершать расчетно-кассовые операции;
- правильно оформлять платежные документы в соответствии с требованиями, установленными законом;
- своевременно и правильно зачислять поступающие на банковский счет, открытый клиенту, денежные суммы, выполнять распоряжения клиента об их перечислении и выдаче со счета, а также о проведении иных банковских операций, предусмотренных законом, банковскими правилами либо договором;
- осуществлять расчеты на условиях добросовестности и разумности.
Добросовестность при осуществлении расчетов предусматривает деятельность кредитной организации строго в рамках, установленных непосредственно законом либо договором. Добросовестность банка при проведении платежей подразумевается и служит основой его деловой репутации.
Разумность в действиях кредитной организации обусловливает наиболее эффективное исполнение функциональных обязанностей. В частности, разумность предполагает:
- выбор кредитной организацией оптимального пути осуществления расчетной операции клиента (выбор маршрута платежа и т.д.);
- экономичность производства платежа (необходимость использования формы, обеспечивающей наиболее быстрый, простой и выгодный для всех участвующих в расчетной операции лиц платеж);
- обязанность кредитной организации при возникновении ущерба либо реальной возможности причинения убытков клиенту своевременно проинформировать его об этом.