double arrow

Понятие, принципы и способы расчетов

Осуществление практически любых платежей реализуется посредством совершения ряда взаимосвязанных действий. Следовательно, расчетными следует признать правоотношения, возникающие между субъектами хозяйственных обязательств и кредитными организациями, либо между кредитными организациями по поводу проведения платежей за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Основными способами их осуществления являются расчеты наличными деньгами и в безналичном порядке. Преобладание того либо иного способа детерминируется уровнем развития экономической системы общества. В настоящее время основная часть денежного оборота в стране происходит именно в безналичном порядке. Расчеты наличным способом между юридическими лицами по одной сделке проводятся на сумму не более 60 тыс. рублей (Указание ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. № 1050-У). Обязанность осуществления расчетов при проведении платежей с участием юридических лиц, а также граждан-предпринимателей в безналичном порядке установлена п. 2 ст. 861 ч. 2 ГК РФ.

В целях нормального функционирования предпринимательской деятельности особое значение имеет правильная организация расчетов. Проведение расчетов в Российской Федерации регламентируются нормами действующего законодательства, в которых определяются принципы, порядок расчетов, права и обязанности субъектов расчетных правоотношении: главой 46 ч. 2 Гражданского кодекса РФ; Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 82-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)»; Положением «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 12 апреля 2001 г. № 2-П)^; Положением «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ от 5 января 1998 г. № 14-П); Положением «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» (утв. Приказом ЦБ РФ от 25 марта 1997г. № 02-101) и др.

Расчеты осуществляются с банковских счетов хозяйствующих субъектов на основании требований закона и условий заключенного договора с соблюдением ряда принципов расчетов, основными среди которых являются следующие:

- свобода выбора клиентом формы осуществления безналичных расчетов;

- невмешательство кредитных организаций в договорные отношений контрагентов;

- по общему правилу, осуществление списания денежных средств со счета клиента по распоряжению владельца счета;

- при достаточности денежных средств на счете клиента списание денежных средств со счета в порядке календарной очередности. Если денежных средств на счете недостаточно, их списание осуществляется по правилам ст. 855 ч. 2 ГК РФ;

- производство платежей при наличии на счетах плательщика собственных денежных средств или за счет предоставленного банком кредита;

- зачисление средств на счет получателя после списания соответствующих сумм со счета плательщика;

- проведение платежей с использованием расчетных документов, составленных в соответствии с формой, утвержденной ЦБ РФ;

- осуществление расчетов в установленные сроки.

Расчетные операции осуществляются кредитными организациями на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в случаях установленных нормативными актами - электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:

- наименование расчетного документа;

- номер, число, месяц, год выписки расчетного документа;

- вид платежа;

- наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика;

- наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код, номер корреспондентского счета или субсчета;

- наименование и местонахождение банка получателя, его БИК, номер корреспондентского счета (субсчета);

- назначение платежа;

- сумма и очередность платежа;

- вид операции и подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: