Дисциплина «Римское право» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки специалиста юриспруденции, ее целью является изучение системы правового регулирования имущественных и личных неимущественных правоотношений в Древнем Риме, т. е. основных древнеримских правовых институтов, рецептированных современными правовыми системами континентальной Европы.
Освоение дисциплины базируется на следующих курсах общей и специальной подготовки: теория государства и права, история государства и права, логика. В свою очередь на учебном материале курса «Римское право» базируется цикл гражданско-правовых дисциплин.
Методические рекомендации включают в себя следующие разделы
- лекционные занятия;
- практические занятия;
- формы контроля.
I. Лекционные занятия
Лекция-беседа
В названном виде занятий планируется диалог с аудиторией, это наиболее простой способ индивидуального общения, построенный на непосредственном контакте преподавателя и студента, который позволяет:
|
|
• привлекать к двухстороннему обмену мнениями по наиболее важным вопросам темы занятия;
• менять темп изложения с учетом особенности аудитории.
Участие (внимание) слушателей в данной лекции обеспечивается путем вопросно-ответной беседы с аудиторией (постановка проблемного задания).
Вначале лекции и по ходу ее преподаватель задает слушателям вопросы не для контроля усвоения знаний, а для выяснения уровня осведомленности по рассматриваемой проблеме.
Вопросы могут быть элементарными: для того, чтобы сосредоточить внимание, как на отдельных нюансах темы, так и на проблемах.
Продумывая ответ, студенты получают возможность самостоятельно прийти к выводам и обобщениям, которые хочет сообщить преподаватель в качестве новых знаний.
Необходимо следить, чтобы вопросы не оставались без ответа, иначе лекция будет носить риторический характер.
Лекция с эвристическими элементами
В переводе с греческого «эврика» означает «нашел», «открыл». Исходя из этого, в процессе изложения учебного материала перед студентами ставится задача и они, опираясь на имеющиеся знания, должны:
• найти собственное (индивидуальное, коллективное) решение;
• сделать самостоятельное открытие;
• принять самостоятельное, логически обоснованное решение.
Планирование данного типа лекции требует от преподавателя заранее подобранных задач с учетом знаний аудитории.