Методические указания для студентов

В соответствии со ст. 43 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы.

По результатам ответов на итоговом экзамене по дисциплине «Римское право» выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»:

«Отлично» – знание основного и дополнительного материала, умение ставить и решать практические задачи.

«Хорошо» – знание основного и дополнительного материала, умение решать практические задачи.

«Удовлетворительно» – знание основного материала, умение решать практические задачи.

Остальной объем знаний – неудовлетворителен для РЮИ РПА МЮ РФ.

Римское право – сложная, но интересная и необходимая учебная дисциплина. Сложная, в силу особенности категориального аппарата, чужеродности употребляемых терминов, специфичности сущности и содержания правовых институтов и других юридических конструкций. Интересная, потому что связана с историей великого государства прошлого – Римской империей, самобытностью уклада жизни населяющих ее народов. И, наконец, необходимая – по причине существенного влияния права древнеримского государства на последующее развитие права всего цивилизованного мира, в том числе и на развитие национального права нашей страны.

Приступая к изучению учебной дисциплины «Римское право», в первую очередь необходимо усвоить основные правила чтения и произношения латинских терминов[1].

Вторым шагом является знакомство с предметом и системой курса, основными учебными пособиями по учебной дисциплине[2]. В этой части необходимо уяснить, что именно древнеримским юристам принадлежит идея о необходимости деления системы правового регулирования на частное и публичное право. В силу ориентирования государственной политики, прежде всего, на интересы отдельных собственников именно сфера частноимущественных отношений получила всестороннюю правовую регламентацию, что подтверждается завершенностью правовых институтов частного права Древнего Рима.

Общее представление о римском праве как учебной дисциплине должно сформироваться после знакомства с понятием частного права вообще, предметом и методом его регулирования в частности.

При изучении отдельных разделов и тем римского права помимо лекционного материала необходимо использовать материалы учебных пособий по изучаемому курсу, а также материал научных статей журналов «Древнее право», «Государство и право» и других периодических изданий юридического содержания. Для наилучшего усвоения сущности латинской юридической терминологии целесообразно использовать вспомогательные учебные пособия[3].

В целях закрепления знаний по пройденным практическим занятиям необходимо использовать вопросы для самопроверки. Закреплению знаний и более глубокому изучению основных тем учебной дисциплины также будет способствовать подготовка рефератов и докладов к соответствующим практическим занятиям.

В заключение следует заметить, что к практическим занятиям следует готовиться последовательно от первой темы через последующие к последней. Нарушение тематической последовательности изучения (прохождения) курса «Римское право» будет способствовать появлению пробелов в знаниях, негативно скажется на качестве знаний обучающихся в целом.

Основными видами аудиторной работы студентов, обучающихся по программе «Правовое обеспечение национальной безопасности», являются лекции и практические занятия.

Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия, в противном случае он может быть не допущен к зачету или экзамену.

На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал.

Завершают изучение наиболее важных тем или разделов учебной дисциплины практические занятия. Они служат для контроля преподавателем подготовленности студента; закрепления изученного материала; развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по политико-правовой проблематике; приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, в том числе аргументации и защиты, выдвигаемых положений и тезисов.

Практическому занятию предшествует самостоятельная работа студента, связанная с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в литературе, рекомендованной преподавателем. По согласованию с преподавателем или его заданию студент может готовить рефераты по отдельным темам дисциплины.

В процессе подготовки к практическому занятию студент может воспользоваться консультациями преподавателя. Примерные темы докладов, рефератов и вопросов для обсуждения приведены в приложениях.

Практические занятия могут проводиться и в форме учебных конференций. Конференция включает в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным политико-правовым темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Результаты контроля качества учебной работы студентов преподаватель может оценивать, выставлять текущие оценки в рабочий журнал. Студент имеет право ознакомиться с выставленными ему оценками.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины «Римское право» является самостоятельная работа. Особенностью очной и заочной формы обучения является значительный объем самостоятельной работы. В межсеместровый период еженедельное выделение времени для самостоятельного изучения учебного курса в объеме 6 часов позволит получить необходимый объем знаний, а вместе с использованием индивидуальных консультаций у преподавателя в объеме 4 часа в месяц с проведением аудиторной работы с преподавателем гарантирует итоговую аттестацию по дисциплине.

Для студентов очной формы обучения на самостоятельную работу отводится практически 50 % общего времени дисциплины, поэтому правильная организация самостоятельной работы является залогом успешного изучения дисциплины. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или практических занятий, – необходимо закрепить его и расширить его в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Самостоятельная работа должна носить творческий и планомерный характер. Ошибку совершают те студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или к экзамену. Опыт показывает, что уровень знаний у таких студентов является низким, а, главное недолговечным.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа являетсяосновным видом работы по изучению дисциплины. Она включает изучение материала установочных занятий и рекомендованной литературы, выполнение заданий преподавателя (домашних контрольных заданий, рефератов). Особое внимание следует обратить на выполнение курсовой работы, предусмотренной учебным планом.

Самостоятельную работу по изучению древнеримского права целесообразно начинать с изучения Программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом.

Для студентов заочной формы обучения, характеризующейся напряженным интервальным графиком учебного процесса план практических занятий по дисциплине представляет собой форму самоконтроля при изучении учебной дисциплине.

Как правило, план практических занятий раскрывает одну из тем рабочей программы по дисциплине и указывает на наиболее значимые элементы.

Просматривая вопросы практического занятия после изучения основного материала, указанного в рабочей программе, студент должен ответить на два вопроса:

- Достаточно ли объема, полученного им знания при изучении основного материала для подготовки ответов по вопросам практического занятия? Не требуется ли ему дополнительно освоить учебный материал.

- Может ли студент на практике применять разработки древнеримских юристов? Понимает ли он форму, механизм и т.п. вещи практического характера?

Если хотя бы на один из двух вопросов студент не может дать положительного ответа – ему необходимо вернуться к изучению рабочей программы и рекомендованного в ней списка литературы.

Планы ПРАКТИЧЕСКИХ Занятий

Тема 1. Предмет и система учебного курса «Римское право»

Вопросы:

1. Роль римского права в истории человечества и правовых систем современности.

2. Понятие и предмет римского права.

3. Деление римского права на частное и публичное.

4. Система римского частного права.

5. Периоды развития государства и права Древнего Рима.

Примерный перечень тем для докладов и рефератов:

1. Рецепция римского права в Европе.

2. Рецепция римского права в России: от крещения Руси, через Петровские преобразования до наших дней.

3. Значение римского права для современной юриспруденции.

Рекомендуемая литература

Основная:

Ресурс доступа:

ЭБ Либэр - https://liber.rpa-mjust.ru

ЭБС IPRbooks - https://www.iprbookshop.ru

ЭБС Юрайт - https://www.biblio-online.ru

1. Кудинов О.А. Римское право. Учебное пособие. - М: Издательство Дашков и К, 2012.

2. Морев М.П. Римское право. Учебное пособие. - М: Издательство Эксмо, 2011.

3. Новицкий И.Б. Римское право. Учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2011.

4. Прудников М.Н. Римское право. 5-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров. - М.: Изд-во Юрайт, 2012.

Дополнительная:

1. Аннерс Э. История европейского права / Пер. со швед. М.,1996.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А.

3. Косарев А. И. Этапы рецепции римского права // Сов. гос-во и право.1983. № 7.

4. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право (базовый учебник)/ Пер. с македонского / Под ред. проф. В.А. Томсинова. М.: ЗЕРЦАЛО, 1999. С.1-5, 64-67.

5. Суханов Е.А., Кофанов Л.Л. О роли изучения и преподавания римского права в России // Древнее право. 1996. № 1.

6. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С.3-38, 271-285.

7. Хаусмангиер Г.О. О современном значении римского права //Советское государство и право. 1991. №5.

8. Хутыз М.Х. Римское частное право: Курс лекций. М.: Былина, 1998. С.5-11.

9. Черниловский З.М. Римское частное право. Элементарный курс. М.: Новый юрист, 2001. С. 5-11.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Что следует понимать под рецепцией римского права и каковы причины этого процесса?

2. В чем заключаются особенности рецепции римского права в России?

3. Какие основные признаки российской национальной правовой системы позволяют судить о рецепции римского права в России?

4. Назовите основные критерии отграничения частного права от публичного.

5. Почему именно институты частного права получили всестороннюю разработанность в Древнем Риме?

6. Какие важнейшие правовые институты включает в себя предмет римского права как учебной дисциплины?

7. Чем различаются пандектная и институционная системы римского частного права?

8. Назовите периоды развития римского права. Чем классическое римское право существенно отличалось от права других периодов?

Тема 2. Источники римского права

Вопросы:

1. Понятие источника права в юридической науке Древнего Рима. Основные виды источников римского права.

2. Исторические системы римского права. Сближение и слияние систем.

3. Источники раннего римского права.

4. Законы XII Таблиц - основной источник раннего римского права.

5. Источники права классического периода.

6. Деятельность римских юристов.

7. Изменения в источниках права в постклассический период.

8. Кодификация императора Юстиниана (528-534 гг. н. э.).

Примерный перечень тем для докладов и рефератов:

1. Обычное право Древнего Рима.

2. История создания Законов XII Таблиц.

3. Деятельность римских юристов: Гай, Ульпиан, Папиниан, Павел, Модестин.

4. Кодификации императора Юстиниана (528-534 гг. н. э.) и ее значение для формирования континентальной правовой семьи.

Рекомендуемая литература

Основная:

Смотри соответствующий раздел к теме 1

Дополнительная:

1. Бокщанин А.Г. Источниковедение Древнего Рима. М., 1981.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 1: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.А. Крашенинниковой и проф. О.А. Жидкова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1998.

3. Косарев А.И. Римское право. М.: Юрид. лит., 1986.

4. Медведев С.Н. Римское частное право: Учебное пособие. Москва - Ставрополь: Изд-во Московского открытого социального университета, Северо-Кавказский филиал, 1994.

5. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2006.

6. Серия «Памятники римского права»: В 3 т. М.: ЗЕРЦАЛО, 1997 - 1999.

7. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

8. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права/ Под ред. З.М. Черниловского. М., 1994.

9. Черниловский З.М. Римское частное право. Элементарный курс. М.: Новый юрист, 1997.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Что понимали римские юристы под источником права в юридическом смысле?

2. Какие четыре основных вида источников знало римское право?

3. Назовите исторические системы римского права. Каким образом формировалась универсальная система римского права - «право народов»?

4. Перечислите источники архаичного римского права.

5. Что представляло собой обычное право Древнего Рима?

6. Почему Законы XII Таблиц определяют как первую кодификацию римского права?

7. Перечислите источники классического римского права.

8. Почему преторский эдикт является самой гибкой формой правообразования?

9. Почему деятельность римских юристов рассматривается как источник римского права?

10. Назовите и коротко охарактеризуйте основные направления деятельности римских юристов.

11. Назовите цели и основные элементы кодификации императора Юстиниана.

12. В чем заключалась особенность первой части кодификации императора Юстиниана - Институций?

13. Выдержки из произведений каких основных древнеримских юристов вошли в Дигесты (Пандекты) юстиниановской кодификации? Почему именно этот раздел представлял и представляет существенный интерес для правоведов?

Тема 3. Правовой статус населения Древнего Рима (лица)

Вопросы:

1. Правовое положение физических лиц в Древнем Риме: общая характеристика.

2. Изменение правового положения: понятие и формы.

3. Правовой статус римских граждан.

4. Правовой статус латинов.

5. Особенности правового статуса перегринов.

6. Правовое положение рабов и вольноотпущенников.

7. Правовой статус колонов.

8. Зарождение института юридического лица в раннеримском праве.

Примерный перечень тем для докладов и рефератов:

1. Правоспособность физических лиц: особенности римского права.

2. Дееспособность как институт римского права.

3. Значение и содержание института «патрон – клиент» в праве Древнего Рима.

4. Юридические лица в классическом праве.

5. Юридические лица в праве постклассического периода.

Рекомендуемая литература

Основная:

Смотри соответствующий раздел к теме 1

Дополнительная:

1. Коптев А.В. От прав гражданства к праву колоната. Вологда, 1995.

2. Косарев А.И. Римское право. М.: Юрид. лит., 1986.

3. Макеев В.В., Головко А.Г. Частное право Древнего Рима: Учебное пособие. - (2-е изд., перераб. и доп.) Серия «Учебный курс». - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002.

4. Медведев С.Н. Римское частное право: Учебное пособие. Москва - Ставрополь: Изд-во Московского открытого социального университета, Северо-Кавказский филиал, 1994.

5. Римское частное право (конспект лекций в схемах). М.: ПРИОР, 1999. С.17-18.

6. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2006.

7. Черниловский З.М. Римское частное право. Элементарный курс. М.: Новый юрист, 2001.

8. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д: Феникс, 1999.

9. Хутыз М.Х. Римское частное право: Курс лекций. М.: Былина, 1998.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Какие основные характеристики субъектов правоотношений (права) выделялись древнеримской юридической наукой?

2. От чего зависела дееспособность лиц по римскому праву?

3. Из каких элементов (состояний) складывался правовой статус физических лиц в Древнем Риме?

4. Что такое «capitis deminutio» и в каких формах выражался данный институт римского права?

5. К каким юридическим последствиям приводило умаление чести лица?

6. Назовите требования, предъявляемые к полной правоспособности (caput).

7. Какая категория населения Древнего Рима была самой правоспособной?

8. Перечислите основания приобретения латинского статуса и назовите категории латинов в древнеримском государстве.

9. В чем заключалась особенность правового положения категории «latini Iuniani»?

10. В чем заключалась особенность правового статуса перегринов?

11. Какой основной институт определял все правовое положение вольноотпущенника?

12. Назовите основные причины возникновения колоната.

13. Перечислите основания и способы приобретения гражданства негражданскими категориями населения Древнего Рима?

14. В чем заключалось значение Эдикта императора Каракаллы от 212 года?

Тема 4. Брачно-семейные отношения

Вопросы:

1. Общий строй раннеримской семьи.

2. Римский брак: понятие и формы.

3. Личные и имущественные отношения между супругами, родителями и детьми.

4. Опека (tutela) и попечительство (cura).

Примерный перечень тем для докладов и рефератов:

1. Агнатское и когнатское родство.

2. Свойство в римском праве.

3. Порядок заключения и расторжения брака.

Рекомендуемая литература

Основная:

Смотри соответствующий раздел к теме 1

Дополнительная:

1. Дождев Д.В. Эволюция власти домовладыки в древнейшем римском праве // Государство и право. 1990. № 12.

2. Макеев В.В., Головко А.Г. Частное право Древнего Рима: Учебное пособие. - (2-е изд., перераб. и доп.) Серия «Учебный курс». - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. С.19-24, 72-77.

3. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2006. С. 51-86.

4. Черниловский З.М. Римское частное право. Элементарный курс. М.: Новый юрист, 2001. С.33-52.

5. Смирин В.М. Римская «familia» и представления римлян о собственности // Быт и история в античности. М., 1988.

6. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 120-132.

7. Хутыз М.Х. Римское частное право: Курс лекций. М.: Былина, 1998. С. 67-69.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Какое место в структуре предмета римского частного права занимают институты семейного права Древнего Рима? В чем проявляется связь брачно-семейных отношений с имущественными отношениями?

2. Что лежало в основе семейного права Древнего Рима?

3. Чем был обусловлен моногамический, патриархально-административный характер раннеримской семьи?

4. Почему агнатское родство с течением времени было заменено кровным, когнатским родством?

5. Чем род (gens) отличался от родства?

6. Что такое отношения свойства? Каким образом они влияли на брачно-семейные отношения?

7. Как определяется брак в древнеримских правовых источниках?

8. Каким субъективным правом необходимо было обладать для вступления в законный, цивильный брак?

9. Какие две формы брака известны римскому праву?

10. Назовите условия вступления в брак.

11. С какого возраста в соответствии с правом Древнего Рима можно было вступать в брачный союз?

12. Что такое конкубинат? Чем конкубинат отличался от брака?

13. Как различались браки cum manu mariti и sine manu mariti по порядку их заключения и расторжения?

14. Как различался правовой режим приданого в различных типах брака?

15. Чем по римскому семейному праву усыновление отличалось от узаконения? Для чего были необходимы эти процедуры?

16. Что такое эманципация подвластного? Какое значение она имела для брачно-семейных отношений?

17. В чем существенное отличие браков cum manu mariti и sine manu mariti по правовому положению супругов?

18. В чем существенное отличие браков cum manu mariti и sine manu mariti по правовому положению детей?

19. Чем опека отличается от попечительства?

Тема 5. Судебный процесс по частноправовым спорам в Древнем Риме

Вопросы:

1. Отправление правосудия в потестарный период. Самоуправство и поединок.

2. Становление государственной формы защиты имущественных прав.

3. Легисакционный процесс - исторически первый тип гражданского процесса.

4. Формулярный процесс.

5. Изменения в гражданском судопроизводстве в постклассический период. Экстраординарный процесс.

6. Иски: понятие и классификация.

7. Особые средства преторской защиты.

8. Исковая (погасительная) давность.

Примерный перечень тем для докладов и рефератов:

1. Законы XII Таблиц о раннеримском судебном процессе.

2. Периодизация права Древнего Рима и развитие древнеримского судопроизводства.

3. Виндикационный иск в римском и современном праве.

4. Негаторный иск в римском и современном праве.

5. Реституция как институт римского права.

Применяемые методы обучения

Метод «Деловая игра». Средство моделирования разнообразных условий профессиональной деятельности (включая экстремальные) методом поиска новых способов ее выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия. Игра является методом эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным характером учебного предмета (объекта) и реальным характером профессиональной деятельности.

Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников.

Рекомендуемая литература

Основная:

Смотри соответствующий раздел к теме 1

Дополнительная:

1. Дождев Д.В. Основание защиты владения в римском праве. М., 1996.

2. Макеев В.В., Головко А.Г. Частное право Древнего Рима: Учебное пособие. - (2-е изд., перераб. и доп.) Серия «Учебный курс». - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. С.19-24, 72-77.

3. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2006. С. 51-86.

4. Черниловский З.М. Римское частное право. Элементарный курс. М.: Новый юрист, 2001. С.33-52.

5. Салогубова Е. В. Доказательства в римском гражданском процессе // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1994. №3.

6. Салогубова Е.В. Римский гражданский процесс. 2-е изд. - М.: Городец-издат, 2002.

7. Черниловский 3. М. Презумпции и фикции в истории права // Сов. гос-во и право. 1984. № 1.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Назовите основные причины смены догосударственной формы защиты нарушенных и оспариваемых прав государственной формой (гражданским процессом).

2. Что следует понимать под гражданским процессом?

3. С ограничением какого античного правового института связано оформление гражданского процесса?

4. Почему исторически первый тип судебного процесса в Древнем Риме получил название «легисакционного»?

5. Перечислите основные признаки легисакционного процесса.

6. Какие виды легисакционного процесса знало римское право?

7. Раскройте назначение стадий «in iure» и «in iudicionem» в легисакционном процессе.

8. Для каких целей служила процедура «litis contenstatio» в стадии «in iure»?

9. Почему на смену легисакционному процессу пришел процесс формулярный? В чем коренное отличие этих двух видов гражданских процессов?

10. Как изменилась роль претора в формулярном процессе?

11. Назовите назначение стадий «in ius» и «in iudicionem» в формулярном процессе.

12. Перечислите элементы преторской формулы в формулярном судопроизводстве. Какие из этих частей являются существенными, а какие несущественными?

13. Какие изменения произошли в гражданском процессе в постклассический период? Проведите сравнительный анализ всех трех типов судебных процессов.

14. Какие закономерности развития гражданского процесса, на Ваш взгляд, являются наиболее ярко выраженными?

15. В чем заключалась особенность исков римского права?

16. Какие иски обеспечивали абсолютную защиту нарушенных прав? В чем различие между абсолютной и относительной защитой?

17. Назовите основные виды исков римского права. Какие основания для классификации римских исков, по Вашему мнению, являются наиболее существенными?

18. В чем заключалась универсальность преторского интердикта как особого средства судебной защиты?

19. В каких случаях претор использовал реституцию?

20. Что представляли собой преторская стипуляция и ввод во владение как средства преторской защиты?

21. Что такое исковая давность? Какие сроки для погашения исковых требований были установлены римским правом?

Тема 6. Вещное право (вещи)

Вопросы:

1. Вещное право в системе имущественного права.

2. Понятие и классификация вещей.

3. Владение и держание как формы фактического обладания вещами.

4. Право собственности – наиболее полное вещное право.

5. Ограничение права собственности. Права на чужие вещи: понятие и система.

6. Сервитутные права.

7. Залоговое право. Формы залога.

8. Защита права собственности и иных вещных прав.

Примерный перечень тем для докладов и рефератов:

1. Вещное и обязательственное (облигационное) право: общий сравнительный анализ.

2. Виды собственности в Древнем Риме.

3. Эмфитевзис (emphyteusis) и суперфиций (superficies) – особые вещные права.

4. Право залога: понятие и формы.

Применяемые методы обучения

Метод «Дискуссия». Как интерактивный метод обучения означает исследование или разбор. Образовательной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы (ситуации), сопровождающееся обменом идеями, опытом, суждениями, мнениями в составе группы обучающихся. Целесообразно занятие проводить в форме интеракционной дискуссии – когда обсуждаются структура и содержание институтов вещного права Древнего Рима, их актуальность для регулирования современных имущественных отношений.

Рекомендуемая литература

Основная:

Смотри соответствующий раздел к теме 1

Дополнительная:

1. Дыдынский Ф. Залог по римскому праву. Варшава, 1972.

2. Иеринг Р. Теория владения / Пер. с лат. Сост. и прим. М. Томашевского. М., 1989.

3. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. В 2 т. 3-е изд. Т. 1: Древний мир и Средние века / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М.: «НОРМА», 2007. С. 172-176.

4. Макеев В.В., Головко А.Г. Частное право Древнего Рима: Учебное пособие. - (2-е изд., перераб. и доп.) Серия «Учебный курс». - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. С.29-36, 83-88.

5. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2006. С.145-203.

6. Савельев В.А. Право собственности в римской классической юриспруденции // Сов. гос-во и право. 1987. № 12.

7. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 55-64, 145-164.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Какие виды имущественного права известны древнеримской юридической науке? Какие основания лежат в основе такого деления имущественного права?

2. В чем заключается своеобразие древнеримского восприятия категории «вещь» («res»)?

3. Назовите особенности древнеримской классификации вещей.

4. Что представляла собой манципация вещей? В отношении каких вещей применялась эта процедура?

5. Какие группы вещей в Древнем Риме находились вне коммерческого оборота? Приведите примеры.

6. В чем существенное различие между индивидуально определенными вещами и вещами, определенными родовыми признаками?

7. Какой статус в имущественном праве Древнего Рима имела часть вещи?

8. Чем владение отличается от держания?

9. Какие два элемента выделялись римскими юристами в содержании владения?

10. Почему владение в римском праве определялось как видимость права собственности?

11. Назовите виды владения. В каких целях древнеримские юристы различали незаконное добросовестное и незаконное недобросовестное владение?

12. Перечислите способы приобретения и прекращения владения.

13. Охарактеризуйте институт давности владения.

14. Какими особыми судебными средствами защищалось право владения?

15. Как определяла право собственности юридическая наука Древнего Рима?

16. Как соотносятся категории «собственность» и «право собственности»?

17. Почему право собственности является самым полным вещным правом?

18. Что составляет содержание права собственности?

19. Перечислите способы приобретения и утраты права собственности.

20. Какими средствами защищается право собственности?

21. Назовите основные виды исков, служивших в древнеримском государстве для защиты нарушенного или оспариваемого права собственности.

22. Назовите вид вещных прав, ограничивающих право собственности на определенную вещь одного лица с целью удовлетворения интересов другого лица в отношении этой же вещи.

23. Что лежит в основании возникновения института прав на чужие вещи?

24. Перечислите виды прав на чужие вещи.

25. Проведите классификацию сервитутных прав?

26. Чем эмфитевзис и суперфиций отличались от сервитутов?

27. Какая категория в римском праве использовалась для обозначения института залогового права (залога)?

28. Назовите формы залога в римском праве. Чем ипотека отличается от других форм залога?

Тема 7. Обязательственное право (сделки)

Вопросы:

1. Понятие и содержание обязательств. Стороны в обязательстве.

2. Классификация обязательств.

3. Основания возникновения обязательств. Система обязательств по Гаю.

4. Основания прекращения обязательств.

5. Исполнение обязательств. Требования, предъявляемые к исполнению обязательств.

6. Система гарантирования исполнения обязательств.

7. Общее учение о договорах римского права.

8. Классификация договоров римского права. Общая характеристика отдельных видов договоров.

Примерный перечень тем для докладов и рефератов:

1. Система обязательств.

2. Залог как форма вещного обеспечения исполнения обязательства.

3. Классификация договоров в римском праве.

4. Контракты (contractum) и пакты (pactum).

Применяемые методы обучения

Метод «Коллоквиум». Вид учебно-теоретических занятий, представляющий собой групповое обсуждение под руководством преподавателя достаточно широкого круга проблем (ситуаций). Одновременно это и форма контроля, разновидность устного экзамена, массового (фронтального) опроса, позволяющая преподавателю в сравнительно небольшой срок выяснить уровень знаний, умений студентов целой академической группы по данному разделу курса.

Рекомендуемая литература

Основная:

Смотри соответствующий раздел к теме 1

Дополнительная:

1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. В 2 т. 3-е изд. Т. 1: Древний мир и Средние века / Под ред. Н.А. Крашенинниковой и О.А. Жидкова. - М.: «НОРМА», 2007. С.167-169, 176-179.

2. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаичном Риме. М., 1995.

3. Макеев В.В., Головко А.Г. Частное право Древнего Рима: Учебное пособие. - (2-е изд., перераб. и доп.) Серия «Учебный курс». - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. С.36-45, 89-94.

4. Макеев В.В. Основы римского частного права: Краткое учебное пособие. М.: Экспертное бюро-М, 1998. С. 27-32.

5. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2006. С.145-203.

6. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 197-262.

7. Хутыз М.Х. Римское частное право: Курс лекций. М.: Былина, 2000. С. 97-141.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Что такое обязательство? Как это явление определяется в римском праве?

2. Что следует понимать под престацией обязательства? От чего зависит многообразие действий (бездействия) в содержании обязательств?

3. Назовите стороны в обязательственных отношениях?

4. Дайте характеристику долевым, солидарным (корреальным) и субсидиарным обязательствам.

5. Что такое кумуляция ответственности?

6. Перечислите основания для классификации обязательств? Назовите виды обязательств в соответствии с перечисленными основаниями.

7. Перечислите основания возникновения обязательств (по Гаю).

8. Назовите основания прекращения обязательств. Дайте характеристику новации, компенсации и совпадения.

9. При соблюдении каких условий обязательство следовало бы считать по римскому праву исполненным?

10. Какие институты были разработаны в древнеримском обязательственном праве для гарантирования исполнения обязательств?

11. Чем задаток отличается от залога?

12. Почему залог может рассматриваться и как вид прав на чужие вещи, и как одно из средств гарантирования исполнения обязательств?

13. Назовите вид исков, используемых для защиты обязательственных прав. В чем их отличие от исков вещного права?

14. Какое определение можно дать договору в соответствии с представлениями древнеримской юридической науки об этом явлении?

15. Какой договор называется синаллагматическим?

16. Что такое предмет договора?

17. Какие существенные и несущественные элементы можно выделить в содержании договора?

18. Чем отличаются условия, сроки и модусы как элементы договора?

19. Перечислите условия действительности договора.

20. Чем пакт отличается от контракта?

21. Какие пакты были обеспечены судебной защитой? С чем это связано?

22. Почему вербальные контракты явились исторически первым типом договоров римского права? В чем заключалась особенность этих договоров?

23. Что такое стипуляция?

24. В чем различие между синграфом и хирографом?

25. Перечислите виды реальных договоров.

26. Чем отличается договор займа от ссуды?

27. Назовите виды консенсуальных контрактов.

28. Каково существенное отличие консенсуальных контрактов от других видов договоров римского права?

29. Чем безыме(я)нные контракты отличаются от наиболее близких им реальных контрактов?

30. Как изменялась форма договоров римского права с развитием имущественных отношений в Древнем Риме?

31. Какие два односторонних действия определяются римским правом как источники основных видов как бы договорных обязательств?

32. Чем отличаются квазидоговорные обязательства от обязательств из договоров?

33. Назовите основные случаи неосновательного обогащения по римскому праву?

34. Дайте понятие и назовите три основных вида частных деликтов римского права.

35. Чем древнеримское юридическое определение кражи отличается от современного?

36. В чем заключаются основные отличия деликтного обязательства от договорного?

37. Какие обязательства определяются римским правом как квазиделиктные?

Тема 8. Право наследования

Вопросы:

1. Этапы развития наследственного права.

2. Наследование по завещанию.

3. Наследование по закону.

Примерный перечень тем для докладов и рефератов:

1. Универсальное (successio in universum ius) и сингулярное (successio in singulas res) преемство в наследовании.

2. Линии и степени родства в наследовании по закону.

3. Наследование по праву представления и наследственная трансмиссия.

Рекомендуемая литература

Основная:

Смотри соответствующий раздел к теме 1

Дополнительная:

1. Макеев В.В., Головко А.Г. Частное право Древнего Рима: Учебное пособие. - (2-е изд., перераб. и доп.) Серия «Учебный курс». - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. С.45-51, 95-101.

2. Медведев С.Н. Римское частное право: Учебное пособие. Москва - Ставрополь: Изд-во Московского открытого социального университета, Северо-Кавказский филиал, 1994. С. 106-108.

3. Покровский И.А. История римского права. М.: «Статут», 2005. С.484-492, 516-522, 567-569, 594-608.

4. Пухан Иво, Поленак-Акимовская Мирьяна. Римское право (базовый учебник)/ Пер. с македонского / Под ред. проф. В.А. Томсинова. М.: ЗЕРЦАЛО, 2003. С. 312-331.

5. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М.: Юристъ, 2006. С.219-248.

6. Черниловский З.М. Римское частное право. Элементарный курс. М.: «Проспект», 2001. С. 205-206, 209-211, 213-216.

7. Харитонов Е.О. Основы римского частного права. Ростов н/Д: Феникс, 1999. С. 189-196.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний:

1. Что следует понимать под наследованием?

2. Что такое наследственная масса?

3. Назовите стадии наследования.

4. Раскройте понятия универсального и сингулярного преемства в наследовании.

5. Как передавались по наследству обязательства?

6. Как повлияла на право наследования смена агнатического родства когнатическим (кровным) родством?

7. Перечислите этапы развития права наследования в Древнем Риме.

8. Какие изменения в порядке наследования были произведены в период правления императора Юстиниана?

9. Что понимало под завещанием римское право?

10. Назовите условия действительности завещаний по римскому праву.

11. Почему в наследовании по завещанию публичные (устные) формы завещаний со временем сменяются частными (письменными) формами?

12. Дайте определение активной и пассивной завещательной правоспособности?

13. Для чего осуществлялось подназначение наследника в завещании?

14. Что такое обязательная доля и обязательное наследование?

15. В каких случаях наследники могли быть лишены обязательной доли?

16. Перечислите основания для наследования по закону.

17. Возможно ли по римскому праву сочетание наследования по завещанию и по закону в одной наследственной массе?

18. Чем преторская система наследования отличалась от цивильной системы наследования?

19. Как защищались интересы кредиторов наследодателя в преторском наследственном праве?

20. Какие изменения в порядок наследования по закону внес император Юстиниан? Назовите очередность наследников в соответствии с предписаниями Новелл Юстиниана.

21. Каким образом учитывались линии и степени родства в наследовании по закону?

22. За кем закреплялся статус «бедная вдова» в наследовании по закону? К каким юридическим последствиям приводил данный факт?

23. Что такое наследование по праву представления и наследственная трансмиссия? Проведите сравнительный анализ этих институтов наследственного права.

24. Что такое завещательные отказы? В чем заключались преимущества фидеикомиссов перед легатами?

25. Какие ограничения легатов были установлены в интересах наследников Законом Фальцидия в 40 г. до н. э.?

26. В каких случаях возникала необходимость судебной защиты интересов наследника?

27. Какими исками защищались наследники при нарушении или непризнании их прав на наследство?

28. Какими судебными средствами защищались преторские наследники?

29. К каким возможным юридическим последствиям приводил отказ наследника от наследства?

30. Дайте характеристику лежачего и выморочного наследства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: