Органная музыка

Самое почетное место в музыкальной жизни XVII века занимал орган с его репертуаром. Придет время – и органное искусство отступит на второй план (уже в эпоху венских классиков). В XVII же веке оно пользовалось наибольшим пиететом. Тогда орган считался «королем всех инструментов» и он действительно оправдывал такую характеристику:

· своим внушительным многоголосным звучанием большого диапазона, которое превышало диапазон всех инструментов оркестра;

· ярчайшими динамическими контрастами;

· огромными тембровыми возможностями (количество регистров в больших органах доходит до 200, но главное – сочетание нескольких регистров порождает новый тембр, совсем не похожий на исходный.

В новейших инструментах применяется «запоминающее» устройство, благодаря которому можно заранее подобрать определенное сочетание регистров и в нужный момент заставить их звучать). В звучании органа можно услышать и хор, и все инструменты симфонического оркестра, вот почему говорят, что орган – это «большой симфонический оркестр, на котором играет один человек». Все это выдвинуло орган на первое место среди инструментов XVII века, и даже оркестр того времени не мог соперничать с ним.

Орган – клавишно-духовой инструмент, имеющий очень длинную историю. Уже в Древнем Египте и в античной Греции существовал так называемый гидравлос – водяной орган, трубы которого звучали с помощью водяного пресса. Постепенно строение органа все более усовершенствовалось. В современном органе:

· от 800 до 30 тыс. труб разных размеров и у каждой – свой тембр;

· несколько клавиатур, которые расположены ступеньками одна над другой и называются мануалами;

· множество педалей, образующих своеобразную ножную клавиатуру – органист играет и руками, и ногами, поэтому ноты для органа пишутся на трех линейках;

· воздухонагнетающий механизм – мехи и воздухопроводы;

· кафедра, где сосредоточена система управления.

Органы всегда строились для конкретных помещений и органные мастера предусматривали все их особенности, размеры, акустику. Поэтому в мире нет двух абсолютно одинаковых органов, каждый – уникальное творение мастера. Один из лучших в Европе органов находится в Риге, в Домском соборе.

Органы XVII века уже не отличались резко по звуку от современных органов, хотя их техническое усовершенствование продолжалось. Они были непременными участниками церковной службы, звучали и вне церкви – в частных домах. Было несколько разновидностей органов:

· в крупных соборах находились наиболее совершенные, величественные органы гигантских размеров с двумя–тремя мануалами;

· в домашнем быту, в небольших церквах получили распространение позитивы (комнатные) и портативы (переносные) органы; в театрах, небольших часовенках, на улицах можно было услышать регаль – маленький орган с пронзительным, несколько гнусавым звуком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: