Немецкая органная школа

Однако наиболее важную роль в развитии органной музыки сыграли немцы. В Германии органное искусство достигло небывалого размаха. Здесь выдвинулась целая плеяда крупных и оригинальных мастеров, которые удерживали первенство в развитии органной музыки вплоть до времен Баха.

Первые немецкие органисты были учениками великих венецианцев – Андреа и Джованни Габриэли, органистов XVI века. Многие из них учились у Фрескобальди и Свелинка. Немецкая органная школа, таким образом, восприняла все лучшее, что было у композиторов других стран, синтезировав достижения и итальянской, и нидерландской школ. Из многочисленных органистов Германии особенно знамениты Самуэль Шейдт,Ян Адам Рейнкен, Дитрих Букстехуде (представители северонемецкой школы), Иоганн Пахельбель.

С развитием органной музыки связан расцвет инструментальной полифонии. Творческие усилия немецких органистов были направлены, в первую очередь, на жанр фуги – высшей полифонической формы. Фуга в сочинениях немецких полифонистов сложилась в своем «предбаховском» облике, еще не достигнув высшей своей зрелости. Классически совершенный вид она приобретет несколько позже, в творчестве Баха.

Другой любимый жанр немецкой органной музыки – хоральная прелюдия. Это обработка для органа напевов протестантского хорала, то есть духовных песнопений лютеранской церкви. Они возникли в эпоху Реформации и были основаны на немецких народных мелодиях. Это исконно немецкий национальный жанр. В обязанности немецкого органиста входило сопровождение пения общинного хорала и «прелюдирование» на хоральные темы во время богослужения (в чередовании с пением прихожан). Хоральные обработки имеют множество разновидностей от простейших гармонизаций хоральных напевов до развернутых хоральных фантазий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: