1)Апологетика – раннехристианское учение (I – III вв. н.э.). Цель: защита христианства и отражение его преимущества перед другими религиями.
Тертуллиан: «Верую, потому что абсурдно». Вера противоположна знанию.
2)Патристика (лат. Padres - отец) - 4-8 вв. н.э. - учение, труды отцов христианской церкви.
Время формирования христианской догматики.
Западный отец церкви Августин Блаженный. Книга «О граде Божьем». Это религиозная философия истории. Борьба града земного и Божьего, т.е. государства и церкви. Церковь – выше государства.
Цезаропапизм – идеология западной католической церкви, превосходство церкви над государством.
Восточные отцы церкви:
Иоанн Златоуст
Григорий Богослов
Василий Великий
Иоанн Дамаскин
Обращают большое внимание на проблемы духовно – нравственной жизни.
3)Схоластика (9 – 14 вв.)
Центром являются европейские университеты. Схоластика – школьная университетская философия. Важнейший центр — Парижский университет. Выдающийся схоласт западного средневековья Фома Аквинский (Том Аквинат). Его учение – томизм – идеология католической церкви. Неотомизм в современной философии. Ф. Аквинский «Сумма теологии».
Схоластика(аристотелизм) – рациональная философия, в основе которой вопросы теории познания и логики. Проблема отношения веры и знания. Ф. Аквинский: «Верую, потому что разумно». Знание, противоречащее вере – заблуждение, ересь. Избирательный подход к знаниям. Философия на службе богословия (сейчас философия на службе науке).
Проблема универсалий (наиболее общие категории):
1.реализм – объективный идеализм.
Общее понятие существует само по себе, а не только как слово.
2.номинализм – субъективный идеализм.
Общее понятие существует только как слово, понятие, но не существует как явление.
Уильям Оккам. Тезис «лезвие бритвы»: «Не следует умножать сущности вещей».
3.Основные черты философии арабского Востока.
Арабская средневековая философия во многом напоминает более позднюю европейскую схоластику. Ее отличали:
1)рационализм;
2)проблемы логики и познания;
3)в основе средневековой арабской философии были труды Аристотеля.
Арабский аристотелизм. Представители: Ибн Рушд (Аверроэс), Авиценна.
Суфизм – мусульманский мистицизм. Философы – суфии, часто были поэтами (Омар Хайям).
Тема 5.
Философия Нового времени.
1.Философия итальянского Возрождения.
2.Философия 17 века. Научная революция.
3.Философия европейского Просвещения.
4.Немецкая классическая философия.