С введением ЕГЭ школьная коррупция выросла в 20-25 раз, обогнав коррупцию вузовскую. К таким выводам пришли эксперты интернет-библиотеки Public.Ru, проанализировав факты из СМИ.
Первое место по количеству коррупционных фактов, упомянутых в СМИ, прочно удерживают школы. "По итогам года их доля составляет 43% от общего количества фактов взяточничества и злоупотреблений в образовательном сегменте", - говорится в отчете исследователей. По оценкам экспертов, в эпоху ЕГЭ школьная коррупция выросла в 20-25 раз, частично переместившись из приемных вузов в кабинеты школ. Вторую позицию с 37% от общего количества упомянутых в СМИ фактов занимает российская высшая школа. А среднее профессиональное и дошкольное образование, по данным Public.ru, идут почти вровень - на их долю приходится соответственно 11% и 9% коррупционных преступлений.
По оценкам исследователей, общая сумма коррупционных сделок, составившая 12 млрд рублей, складывается из двух потоков - это злоупотребления чиновников и управленческого аппарата учебных заведений, а также коррупционные сборы с учащихся или их родителей (3).
|
|
С введением ЕГЭ коррупция при приеме в вузы снижается, это показывают экспертные опросы. Причина проста: значительно уменьшилось количество приемных испытаний в вузах. Но при этом ряд вузов "темнит" с уровнем ЕГЭ, достаточным для поступления.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» предпринимаются меры по улучшению оплаты труда в отрасли и обеспечению доступности для всех условий обучения на уровне современных стандартов качества, что должно способствовать снижению коррупционности этой отрасли.
На сегодня вопрос о том, можно ли победить коррупцию, а главное как это сделать, остается открытым.
Среди мер по предупреждению коррупции в сфере образования, можно выделить следующие:
1. Повышение зарплаты работникам образования.
2. Улучшение финансирование школ.
3. Переход школ на финансово-хозяйственную самостоятельность.
4. При внедрении системы отраслевой оплаты труда необходимы четкие критерии для дифференцированной оплаты. Должна быть оплата за результат. В основе должен лежать результат отдельного ученика по отношению к самому себе, его индивидуальная динамика. Для адекватной оценки результатов должны быть выработаны новые стандарты с четкими измерителями.
5. Повсеместное функционирование горячей линии для оповещения о фактах дачи взяток.
6. ЕГЭ как средство борьбы с коррупцией в сфере частного репетиторства.
7. Разработать четкую систему норм и правил, определяющих ответственность каждого участника процесса распределения и использования средств.
8. Повысить квалификацию сотрудников администрации и представителей заинтересованных общественных организаций, включая ассоциации родителей, учителей.
9. Расшить доступ к информации для усиления общественного контроля.