Тема №1 «Основные вводные понятия»

Экономической науке в нашей стране приходится решать множество сложных проблем, связанных с переходом к рыночным отношениям. Функционирование предприятий в новых условиях, характер контактов с внешней средой, механизмы финансирования и планирования требуют иных подходов к предпринимательской деятельности. Переходы от АКС к рынку не может происходить безболезненно и требует другого экономического мышления.

Основной концепцией данного курса является следующий тезис – теория экономики предприятия пронизана количественными показателями, поэтому нельзя переоценивать возможность применения в ней формальных методов и моделей при условии их правильной экономической интерпретации.

1: Базовые концепции

Общим объектом исследования всех экономических наук является хозяйство, то есть область человеческой деятельности, которая направлена на удовлетворение потребностей. Потребности человека практически неограниченны, а средств для их удовлетворения в достаточном количестве в природе не имеется. Это заставляет хозяйствовать, то есть принимать решения об использовании ограниченных благ, под которыми подразумеваются материальные предметы и услуги.

Ограничение благ означает, что они, в отличие от неограниченных, не могут быть предоставлены в желаемом количестве и качестве, в нужном месте и в требуемое время. Количество, качество, место и время – это параметры ограничения благ.

Созданные людьми блага могут использоваться или непосредственно для удовлетворения потребностей, или косвенно – путем преобразования в другие блага.

На всех стадиях хозяйственной деятельности человек должен принимать решения – выбирать одну из множества альтернатив, оценивая по определенному критерию несопоставимые блага. Выбор альтернатив может быть обоснован путем упорядочивания полезности или сравнением рыночных цен, отражающих масштаб ограниченности ресурсов. Накопление опыта и аналитические способности человека позволяют ему вести хозяйство наиболее рациональным способом, следуя принципам экономичности, рентабельности и др.

Принцип экономичности, как основной критерий принятия решения, означает одно из двух:

- при заданных затратах на производство получение наиболее высокого дохода (максимизация дохода);

- при определенном доходе производство с наименьшими затратами (минимизация издержек).

Содержание этих формулировок одинаково, поэтому говорят, что они двойственны по отношению друг к другу. Следует отметить, что требование одновременного использования этих принципов не реализуемо и не имеет смысла (максимизация дохода и минимизация издержек). Практически принцип экономичности можно трактовать как намерение не расточать блага.

Принцип рентабельности подразумевает получение прибыли, как главный отличительный признак тех экономических проектов, которые ведут к равенству спроса и предложения.

Два рассмотренных принципа подразумевают различное целеполагание: принцип экономичности ставит цель: каким образом должны быть реализованы выбранные проекты, чтобы получить прибыль; принцип рентабельности ставит цель: какие проекты должны быть реализованы. Если хозяйствование отвечает этим принципам, то оно называется рациональным.

Экономические принципы рационального хозяйствования не являются нормативными, ибо они все выведены из опыта, и только объясняют, почему в одних случаях хозяйствование достигает успехов, а в других случаях нет. В сущности, здесь нет утверждений, основанных на фактических данных, поэтому рациональность всегда ограничена из-за:

- неполной информации;

- ограниченной способности человека обработать информацию;

- наличия различных неэкономических целей.

Однако теоретическая модель рационального поведения позволяет:

- мысленно упрощать ситуацию, осуществлять структуризацию взаимозависимостей экономических объектов;

- в ходе постепенной пошаговой отмены отдельных предположений или ограничений добиваться наиболее значимых результатов.

Носители хозяйственных решений, то есть субъекты, принимающие решения в сфере хозяйственной деятельности, называются экономическими единицами. В качестве экономических единиц, с одной стороны рассматриваются домашние хозяйства, с другой – предприятия или предприниматели. Слово «предприятие» в определенном смысле можно употреблять как синоним понятию «предпринимательство», ибо за каждым предпринимателем, как правило, стоит предприятие, хотя не каждое предприятие в обычном словоупотреблении является предпринимательством (жилищно-коммунальные хозяйства).

   
 
Предприятие как экономическая единица существует в любой экономической системе (индифферентно по отношению к господствующей идеологии) и характеризуется определенной комбинацией производственных факторов, обеспечивающих реализацию экономических принципов.
 
 
Домашнее хозяйство (частное или официальное) как экономическая единица принимает решения о потреблении и выборе в пользу приобретения тех или иных благ.


Цели хозяйственных единиц соответствуют экономическим принципам:

- домашнее хозяйство – максимизация полезности;

- предприятие – максимизация прибыли или минимизация издержек.

Между предприятием и домашним хозяйством происходит постоянное обращение товаров и денег, причем домашнее хозяйство в обмен на потребляемые товары поставляет на рынок труда способность человека производить новые материальные и духовные ценности.

Гармоничное развитие всех частей модели хозяйственного оборота достигается тогда, когда обеспечивается равновесие между спросом и предложением.

В рыночной экономике равновесие между спросом и предложением обеспечивается тем, что товары, пользующиеся спросом, всегда выгоднее производить и проще реализовывать, поэтому сюда направляются и интересы предпринимателей, и основные ресурсы общества вплоть до насыщения рынка.

Административно-командная система управления пыталась через обязательные для предприятий плановые показатели достичь определенного благосостояния общества.

Рис. 1. Схема экономического кругооборота

В рыночной экономике одной из основных целевых установок является получение прибыли:

 
 
Прибыль = Выручка – Издержки = (Сбыт * Цена) – Издержки


На практике различают краткосрочную максимизацию прибыли, что обычно проблематично, так как существует опасность исчерпать потенциал предприятия и долгосрочную максимизацию прибыли, достигаемую путем накопления и увеличения потенциала предприятия, дополнительных инвестиций и рационализации производства.

Прибыль является абсолютным показателем успешной деятельности, поэтому не во всех случаях отражается реальное положение дел. Важно учитывать, какими средствами она получена. Более объективной характеристикой является рентабельность, которая определяется как

 
 
Норма рентабельности = Прибыль / Затраченный капитал


или

 
 
Уровень рентабельности = Прибыль от реализации/ Затраты на производство


Понятие рентабельности тесно связано с понятием экономичности, которое употребляется в смысле отношения желаемых и фактических издержек:

 
 
Экономичность = Фактические издержки / нормативные издержки


2: Типология предприятий

Хозяйственная деятельность осуществляется в разных формах, что объясняет многообразие типов предприятий. Для их типологии используются различные признаки, такие как объем оборота, величина чистого продукта, число занятых, сумма баланса или инвестированного капитала, биржевая стоимость и др. Предприятия различаются также:

a) По видам производимой продукции

Предприятия
Производство товаров Предоставление услуг
Добывающие предприятия Обрабатывающие предприятия
Сельское хозяйство Производство сырья Торговые предприятия
Лесозаготовки Производство инвестиционных товаров Транспорт
Горная промышленность Производство потребительских товаров Банки, страховые предприятия
Энергетика Строительство Прочие условия

b) по правовым формам (по правилам о создании собственного капитала и ответственности, по компетенции ведения дел и праве на членство):

- предприятия, основанные на лицах:

- ИТД – частные предприниматели;

- ИЧП – частные предприятия;

- предприятия, основанные на капитале:

- ООО;

- акционерные общества;

- кооперативы;

c) по другим признакам:

- отраслевая принадлежность;

- производственный фактор:

- трудоемкие (машиностроение);

- капиталоемкие (химия, металлургия);

- материалоемкие (строительство);

- наукоемкие.

3: Модели предпринимательства

Для теоретического анализа и практического управления предприятием необходимо абстрактное представление (формальная модель) о том, что же, собственно есть предприятие. Причем не существует «абсолютного определения», а только отдельные точки зрения на понятие «предприятие», основывающиеся на его различных признаках. Центральная проблема – это выбор одной точки зрения на предприятие: какие вопросы необходимо осветить, и какие не следует рассматривать для того, чтобы понять важнейшие характеристики и найти базис для его описания. Для описания и анализа формальных моделей выделим два основных момента: структурный аспект и динамический аспект.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: