4.1. Система целевых показателей эффективности для выбора стратегии.
При принятии решения выхода компании на международный рынок необходимо не только изучить маркетинговую сторону проекта, изучить рынок, тенденции спроса, выявить потребности рынка, но и также оценить его экономическую эффективность.
Эффективность и устойчивость проекта оцениваются по ряду показателей:
§ Точка безубыточности.
Точка безубыточности определяется как объем выпуска, при котором оборот и производственные затраты равны.
При проведении анализа безубыточности составляющие затрат необходимо разделить на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от количества выпускаемой продукции, переменные изменяются вместе с ним. К постоянным затратам относят, как правило:
- амортизационные отчисления и процентные выплаты;
- накладные производственные затраты;
- накладные административно-управленческие затраты;
- накладные сбытовые затраты.
Остальные компоненты затрат считаются, как правило, переменными и линейно зависят от объема производства, т.е. они являются неизменными в калькуляции затрат на единицу продукции.
§ Свободные средства к обслуживаемому кредиту.
Данный показатель рассчитывается как свободный остаток средств на начало периода плюс прибыль после налогообложения плюс амортизационные отчисления к выплачиваемым процентам по погашаемому кредиту в данном периоде. Показатель показывает, насколько фирма способна погасить выданные ей кредиты в соответствии с соглашением. В случае, если показатель меньше либо равен 1, средств для полного обслуживания задолженности не хватает. При значениях от 1 до 1,5 можно говорить о существовании зоны риска по выполнению кредитного соглашения.
§ Свободные средства к процентам по кредиту.
Данный показатель рассчитывается как свободный остаток средств на начало периода плюс прибыль после налогообложения плюс амортизационные отчисления к выплачиваемым в данном периоде процентам по кредиту. Показатель показывает, насколько фирма способна погасить выплатить проценты в соответствии с соглашением. В случае, если показатель меньше либо равен 1, средств для полной выплаты процентов не хватает. При значениях от 1 до 1.5 можно говорить о существовании зоны риска по выполнению кредитного соглашения. Значение за первый период взятия кредита не учитываются, так как на начало данного периода организация еще не начала своей деятельности.
§ Коэффициент задолженности.
Коэффициент задолженности рассчитывается как отношение заемных средств к общей сумме пассивов.
§ Коэффициент финансового возврата.
Коэффициент финансового возврата определяется как свободный остаток средств на начало периода плюс прибыль после налогообложения плюс амортизация к общему размеру инвестиций. Показатель характеризует предельный размер средств, которые могут быть направлены на выплату процентов и погашение кредитов. При достижении показателем 100% происходит полная окупаемость вложений (без учета дисконтирования).
§ Коэффициент экономической эффективности.
Коэффициент экономической эффективности рассчитывается как отношение накопленной дисконтированной валовой прибыли к дисконтированным капиталовложениям. Данный показатель дает интегральную характеристику эффективности проекта как для инвесторов, так и для общества в целом. При значении показателя равного 1 получаем точку окупаемости проекта с точки зрения всех получателей результатов от реализации проекта (государства, как получателя дополнительных налогов, кредиторов - как получателей процента, учредителей как получателей дивидендов).
§ Коэффициент внутренней экономической эффективности.
Коэффициент внутренней экономической эффективности рассчитывается как отношение накопленной дисконтированной чистой прибыли к дисконтированным капиталовложениям. Данный показатель дает интегральную характеристику эффективности проекта для инвесторов и кредиторов. При значении показателя равного 1 получаем точку окупаемости проекта с точки зрения всех инвесторов (кредитодателя как получателя процентов, учредителей как получателей дивидендов).
§ Чистая текущая стоимость.
Чистая текущая стоимость рассчитывается как разница накопленной дисконтированной чистой прибыли и дисконтированным капиталовложениям. Данный показатель дает представление об абсолютных размерах выигрыша, получаемого всеми инвесторами.
§ Рентабельность инвестиций.
Рентабельность инвестиций определяется как годовая расчетная прибыль к общему размеру инвестиций.
§ Внутренняя норма возврата.
Внутренняя норма возврата (ВНВ) вычисляется как годовой процент, при котором дисконтированная на его основе чистая текущая стоимость обращается в ноль. Данный показатель может определять предельную ставку кредита, под который может выдаваться разовый кредит.
4.2. Оценка экономической эффективности при реализации выбранной стратегии.
Рассчитав вышеуказанные показатели эффективности и устойчивости проекта, необходимо сделать вывод, можно ли начинать его осуществление, выделить основные преимущества исходя из полученных значений показателей и возможные проблемы. Результаты сводятся в итоговую таблицу, которые включают в себя как показатели финансовой деятельности (выручка, чистая прибыль/убыток), так и показатели экономической эффективности (рентабельность продаж, рентабельность капитала), и уровень оплаты труда (средний) в динамике по периодам в течение последующих 3-5 лет.
4.3. Выбор стратегии, его обоснование.
Процесс формирования стратегии заключается в формировании общей стратегии, включающей в себя следующие компоненты:
1) стратегия маркетинга, в рамках которой формируются основные показатели функционирования и развития компаний, а именно концепция, функции и технологии маркетинга, новые товары и услуги, мотивация сбыта и методы распределения товаров и услуг, экономичность услуг в сфере потребления, параметры товарных рынков, емкость рынка и т.д.
2) стратегия использования конкурентных преимуществ в компании, включая факторы внешней и внутренней среды функционирования компании; состояние ресурсного обеспечения стратегического плана; характеристики уровня технологий, техники и организации производства; обоснованность факторов, обеспечивающих конкурентоспособные преимущества компании.
3) стратегия обновления и диверсификации продукции, включающая следующие элементы: определение эффективности производимых товаров или услуг; обоснование необходимости и меры повышения их качества; прогноз конкурентоспособности товаров и поведения конкурентов в меняющейся ситуации; расчеты по ресурсосбережению.
4) стратегия развития производства, состоящая из трех элементов:
1. Организационно-техническое состояние производства.
2. Оценка тенденций его развития в сторону создания мощных стратегических альянсов.
3. Технико-экономическое обоснование соответствующих прогнозов развития компаний.
5) стратегия обеспечения производства, включающая следующие элементы:
- диагностика состояния методического, информационного, ресурсного и правового обеспечения;
- выявление «узких мест» в системе обеспечения и их устранение;
- налаживание стабильных связей с контрагентами;
- совершенствование стратегии обеспечения производства.
6) стратегия международных связей, которая содержит цели и структуру экспорта и импорта продукции, а также критерий выбора стратегии международной деятельности.
7) стратегия социального развития, в которой освещаются следующие аспекты:
- гарантии законных социальных интересов персонала;
- создание механизмов охраны окружающей природной среды;
- разработка мер по мотивации социального поведения персонала;
- развитие корпоративной культуры компании.
8) стратегия совершенствования менеджмента компании, подразумевающая системный подход к развитию во взаимосвязи в совокупности элементов организационной структуры управления организацией. При этом необходимо определить возможные недостатки структуры системы управления и предложить варианты по их устранению. Здесь же возможно рассмотрение механизма упорядочения процесса принятия решений, в том числе на основе делегирования полномочий.
9) финансовая стратегия – ответственна за прогнозирование финансовых показателей, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль за финансовыми ресурсами.
10) стратегия реализации стратегического плана компании, которая помимо вышеперечисленных рассматривает и дополнительные меры, предусматривающие гарантию выполнения миссии, целей и конкретных задач.
При выборе стратегии в каждом из указанных направлений и общей стратегии, необходимо обосновать выбор того или иного механизма реализации стратегии, указать, в чем его преимущества, например, это может быть сокращение срока окупаемости, большая автономия – меньшая зависимость от внешних инвесторов и т.п.