Глава 4. Разработка стратегии на основе целевых показателей

4.1. Система целевых показателей эффективности для выбора стратегии.

При принятии решения выхода компании на международный рынок необходимо не только изучить маркетинговую сторону проекта, изучить рынок, тенденции спроса, выявить потребности рынка, но и также оценить его экономическую эффективность.

Эффективность и устойчивость проекта оцениваются по ряду показателей:

§ Точка безубыточности.

Точка безубыточности определяется как объем выпуска, при котором оборот и производственные затраты равны.

При проведении анализа безубыточности составляющие затрат необходимо разделить на постоянные и переменные. Постоянные затраты не зависят от количества выпускаемой продукции, переменные изменяются вместе с ним. К постоянным затратам относят, как правило:

- амортизационные отчисления и процентные выплаты;

- накладные производственные затраты;

- накладные административно-управленческие затраты;

- накладные сбытовые затраты.

Остальные компоненты затрат считаются, как правило, переменными и линейно зависят от объема производства, т.е. они являются неизменными в калькуляции затрат на единицу продукции.

§ Свободные средства к обслуживаемому кредиту.

Данный показатель рассчитывается как свободный остаток средств на начало периода плюс прибыль после налогообложения плюс амортизационные отчисления к выплачиваемым процентам по погашаемому кредиту в данном периоде. Показатель показывает, насколько фирма способна погасить выданные ей кредиты в соответствии с соглашением. В случае, если показатель меньше либо равен 1, средств для полного обслуживания задолженности не хватает. При значениях от 1 до 1,5 можно говорить о существовании зоны риска по выполнению кредитного соглашения.

§ Свободные средства к процентам по кредиту.

Данный показатель рассчитывается как свободный остаток средств на начало периода плюс прибыль после налогообложения плюс амортизационные отчисления к выплачиваемым в данном периоде процентам по кредиту. Показатель показывает, насколько фирма способна погасить выплатить проценты в соответствии с соглашением. В случае, если показатель меньше либо равен 1, средств для полной выплаты процентов не хватает. При значениях от 1 до 1.5 можно говорить о существовании зоны риска по выполнению кредитного соглашения. Значение за первый период взятия кредита не учитываются, так как на начало данного периода организация еще не начала своей деятельности.

§ Коэффициент задолженности.

Коэффициент задолженности рассчитывается как отношение заемных средств к общей сумме пассивов.

§ Коэффициент финансового возврата.

Коэффициент финансового возврата определяется как свободный остаток средств на начало периода плюс прибыль после налогообложения плюс амортизация к общему размеру инвестиций. Показатель характеризует предельный размер средств, которые могут быть направлены на выплату процентов и погашение кредитов. При достижении показателем 100% происходит полная окупаемость вложений (без учета дисконтирования).

§ Коэффициент экономической эффективности.

Коэффициент экономической эффективности рассчитывается как отношение накопленной дисконтированной валовой прибыли к дисконтированным капиталовложениям. Данный показатель дает интегральную характеристику эффективности проекта как для инвесторов, так и для общества в целом. При значении показателя равного 1 получаем точку окупаемости проекта с точки зрения всех получателей результатов от реализации проекта (государства, как получателя дополнительных налогов, кредиторов - как получателей процента, учредителей как получателей дивидендов).

§ Коэффициент внутренней экономической эффективности.

Коэффициент внутренней экономической эффективности рассчитывается как отношение накопленной дисконтированной чистой прибыли к дисконтированным капиталовложениям. Данный показатель дает интегральную характеристику эффективности проекта для инвесторов и кредиторов. При значении показателя равного 1 получаем точку окупаемости проекта с точки зрения всех инвесторов (кредитодателя как получателя процентов, учредителей как получателей дивидендов).

§ Чистая текущая стоимость.

Чистая текущая стоимость рассчитывается как разница накопленной дисконтированной чистой прибыли и дисконтированным капиталовложениям. Данный показатель дает представление об абсолютных размерах выигрыша, получаемого всеми инвесторами.

§ Рентабельность инвестиций.

Рентабельность инвестиций определяется как годовая расчетная прибыль к общему размеру инвестиций.

§ Внутренняя норма возврата.

Внутренняя норма возврата (ВНВ) вычисляется как годовой процент, при котором дисконтированная на его основе чистая текущая стоимость обращается в ноль. Данный показатель может определять предельную ставку кредита, под который может выдаваться разовый кредит.

4.2. Оценка экономической эффективности при реализации выбранной стратегии.

Рассчитав вышеуказанные показатели эффективности и устойчивости проекта, необходимо сделать вывод, можно ли начинать его осуществление, выделить основные преимущества исходя из полученных значений показателей и возможные проблемы. Результаты сводятся в итоговую таблицу, которые включают в себя как показатели финансовой деятельности (выручка, чистая прибыль/убыток), так и показатели экономической эффективности (рентабельность продаж, рентабельность капитала), и уровень оплаты труда (средний) в динамике по периодам в течение последующих 3-5 лет.

4.3. Выбор стратегии, его обоснование.

Процесс формирования стратегии заключается в формировании общей стратегии, включающей в себя следующие компоненты:

1) стратегия маркетинга, в рамках которой формируются основные показатели функционирования и развития компаний, а именно концепция, функции и технологии маркетинга, новые товары и услуги, мотивация сбыта и методы распределения товаров и услуг, экономичность услуг в сфере потребления, параметры товарных рынков, емкость рынка и т.д.

2) стратегия использования конкурентных преимуществ в компании, включая факторы внешней и внутренней среды функционирования компании; состояние ресурсного обеспечения стратегического плана; характеристики уровня технологий, техники и организации производства; обоснованность факторов, обеспечивающих конкурентоспособные преимущества компании.

3) стратегия обновления и диверсификации продукции, включающая следующие элементы: определение эффективности производимых товаров или услуг; обоснование необходимости и меры повышения их качества; прогноз конкурентоспособности товаров и поведения конкурентов в меняющейся ситуации; расчеты по ресурсосбережению.

4) стратегия развития производства, состоящая из трех элементов:

1. Организационно-техническое состояние производства.

2. Оценка тенденций его развития в сторону создания мощных стратегических альянсов.

3. Технико-экономическое обоснование соответствующих прогнозов развития компаний.

5) стратегия обеспечения производства, включающая следующие элементы:

- диагностика состояния методического, информационного, ресурсного и правового обеспечения;

- выявление «узких мест» в системе обеспечения и их устранение;

- налаживание стабильных связей с контрагентами;

- совершенствование стратегии обеспечения производства.

6) стратегия международных связей, которая содержит цели и структуру экспорта и импорта продукции, а также критерий выбора стратегии международной деятельности.

7) стратегия социального развития, в которой освещаются следующие аспекты:

- гарантии законных социальных интересов персонала;

- создание механизмов охраны окружающей природной среды;

- разработка мер по мотивации социального поведения персонала;

- развитие корпоративной культуры компании.

8) стратегия совершенствования менеджмента компании, подразумевающая системный подход к развитию во взаимосвязи в совокупности элементов организационной структуры управления организацией. При этом необходимо определить возможные недостатки структуры системы управления и предложить варианты по их устранению. Здесь же возможно рассмотрение механизма упорядочения процесса принятия решений, в том числе на основе делегирования полномочий.

9) финансовая стратегия – ответственна за прогнозирование финансовых показателей, оценку инвестиционных проектов, планирование будущих продаж, распределение и контроль за финансовыми ресурсами.

10) стратегия реализации стратегического плана компании, которая помимо вышеперечисленных рассматривает и дополнительные меры, предусматривающие гарантию выполнения миссии, целей и конкретных задач.

При выборе стратегии в каждом из указанных направлений и общей стратегии, необходимо обосновать выбор того или иного механизма реализации стратегии, указать, в чем его преимущества, например, это может быть сокращение срока окупаемости, большая автономия – меньшая зависимость от внешних инвесторов и т.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: