double arrow

Лекция 11. Презентация образа с помощью одежды


Содержание: Роль одежды в презентации образа. Диагностика типа отношения к одежде. Выбор стратегии самопрезентации в одежде. Алгоритм формирования образа с помощью одежды.

Общие правила подбора одежды. Выбор стиля одежды. Выбор манеры одеваться по критериям: отношение к моде и традициям, демонстрируемые мотивы выбора одежды, количество одежды, потребности, удовлетворяемые в одежде, параметры телосложения и др. Использование эффектов и иллюзий зрительного восприятия.

Запреты и рекомендации в деловой одежде женщины. Запреты и рекомендации в деловой одежде мужчины.

ФОРМИРОВАНИЕ ДЕЛОВОГО ОБРАЗА С ПОМОЩЬЮ ОДЕЖДЫ И МАКИЯЖА

Говорящие характеристики одежды

Дизайнеры одежды говорят: «Костюм - это Я-концепция, которую носят на себе».

Одежда является многомерным сообщением о нас: о наших деловых качествах, экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к определенной социальной группе, отношении к окружающим людям. Основными характеристиками одежды, с помощью которых формируется имидж, являются:-цвет, -стиль, -линии и силуэт одежды, -гармония в подборе элементов,




-ткани, -разнообразие и количество одежды, -дороговизна гардероба.

Исследования показали, что эффект цвета сильнее, чем эффект формы. Поэтому разговор о технологии создания делового имиджа обычно начинается с вопроса о возможностях управления цветовым имиджем.

Цвет. В выборе цвета деловой одежды нужно учитывать по меньшей мере три обстоятельства: рейтинг «деловитости» различных цветов в восприятии реципиентов, соответствие цветовой палитры роду профессиональной деятельности и природный цветотип личности. Что касается «деловитости» цветов, то наивысший рейтинг у синего, ахроматических цветов и светлой натуральной гаммы (бежевый, песочный и т. п.).

Соответствие цветовой палитры профессии обеспечивается подбором цветов с учетом их влияния на более широкую гамму эмоций реципиентов. Например, умеренные неяркие тона (теплые серые, коричневые, оловянный) являются дружественными; насыщенный красный или яркий пурпурный способствуют созданию имиджа человека, обладающего властью. Эмоциональную «окраску» цветов необходимо учитывать, подбирая деловой костюм. Полицейский в розовом или судья в оранжевом не будут вызывать доверие.

Важный фактор выбора цветового имиджа - природный цветотип. Использование так называемых комплиментарных цветов, т. е. подходящих к природному цветотипу, повышает внешнюю привлекательность. Существует множество типологий природного цветотипа.

1. По критерию теплых или холодных тонов кожи, волос и глаз существуют два цветотипа — теплый и холодный.

Эта типология построена на делении всех цветов на теплые и холодные. Наиболее выраженные холодные цвета — голубой и зеленый. Наиболее выраженные теплые цвета желтый и оранжевый. Но любой цвет имеет широкую гамму тонов — теплых, нейтральных и холодных. Существуют теплые и холодные тона голубого цвета и теплые и холодные тона желтого цвета. Чем ближе цвет к голубому и синему, тем он холоднее, чем ближе к желтому, тем теплее. Например сиренево-розовый тон холоднее лососево-розового, лососе-во-розовый холоднее оранжевого и т. д. Указанное общее правило деления цветов полностью применимо к цвету наших волос, кожи и глаз. В теплом цветотипе кожи преобладают оттенки желтизны, кремового или коричневатого цветов. В холодном цветотипе кожи преобладают сероватые, голубоватые или холодно-зеленоватые цвета. В холодном цветотипе волос отсутствуют золотисто-желтые оттенки, характерные для «теплых» волос. Голубые, зелено-голубые, серые глаза - холодные. Карие и зеленовато-карие глаза - теплые.



2. По насыщенности {густоте) тона выделяется три цветотипа - густой, темно-пастельный и светло-пастельный. Они различаются по степени бледности/насыщенности природного колорита: от темного до среднего и бледного.

Густой цветотип характеризуется темными волосами и глазами. Цвет волос может быть в диапазоне от черного до густого каштанового, а цвет глаз - темно-карий, черно-карий, густой ореховый, темно-оливковый. Цвет кожи -телесный, оливковый или бронзовый. Основная палитра для густого цветоти-па - густые насыщенные цвета. Хороши черный и яркие тона.



Темно-пастельный колорит предполагает нежную и в то же время сочную гамму природных цветов; глубокие, но не густые тона. Колорит не слишком темный и густой, но и не светлый. Основная палитра для темно-пастельного цветотипа - средней интенсивности. Комплиментарны нейтральные цвета. Светло-пастельный цветотип характеризуется ненасыщенными, светлыми, бледными тонами лица, волос и глаз. Контраст между цветом волос и лица небольшой. Основная палитра для светло-пастельного цветотипа -бледные, ненасыщенные тона. В дополнительную палитру ко всем названным в данной типологии цветотипам

следует включать цвета, комплиментарные другим характеристикам цветотипа: теплоте, яркости, контрастности. Например, светло- пастельный и теплый колорит выигрывает при использовании теплых цветов в качестве дополнительных.

3. По критерию яркости выделяют яркий и приглушенный колорит. Яркий цветотип характеризуется четким, ясным обликом из-за резкого контраста цвета кожи и волос или сверкающего, чистого цвета глаз и кожи. Приглушенный колорит - более смягченный, без резкого контраста и сверкающих тонов.

4. По контрастности выделяют четыре типа: контрастный, сияющий, нежный и переходный (система «COLORI», разработанная американскими дизайнерами).

Контрастный тип. Если волосы темного цвета, а кожа светлая, молочно-белая, цвета слоновой кости или сливочно-желтоватая, т. е. между цветом волос и тоном кожи существует отчетливый контраст, то это контрастный тип. Для этого типа максимально выигрышны яркие, звонкие, чистые цвета: малиновый, алый, малахитовый, ярко фиолетовый, оранжевый, солнечно-желтый, чистый синий, серебристо-серый, черный в сочетании со снежно-белым. Основные цвета для контрастного типа — черный и темные оттенки глубокого синего или коричневого. Дополнительный цвет для блузы - снежно-белый, для джемпера — любой чистый яркий цвет. Можно применять палитру сияющего типа, но поддерживайте высокий уровень контраста.

Сияющий тип. Если волосы светло-русые, пшеничные, золотисто-рыжеватые или ярко-рыжие, а кожа светлая, цвета слоновой кости или сливочно-желтоватая, и общий колорит теплый, светящийся, то это сияющий тип. Сияющему типу подходят яркие, чистые, но более легкие, светлые и теплые цвета: рябиновый, морковный, кукурузно-желтый, оранжевый, кремовый, ярко-сирене-

вый, цвет молодой травы, сине-голубой, белый, любой яркий цвет вашей палитры в сочетании с белым.

Основные базовые цвета для сияющего типа - рыжевато-кирпичный, светло-коричневый, сине-зеленый. Дополнительные цвета для блузы — кремовый или белый, для джемпера - кукурузно-желтый, оранжевый.

Можно применять палитру контрастного и нежного типов, но это снизит выразительность природных красок.

Нежный тип. Если волосы льняные, светло-русые, золотисто-рыжеватые, темно-русые или пепельные, а кожа очень светлая, молочно-белая или нежно-розовая, и общий колорит мягкий, прозрачный деликатный, то это нежный тип.

Цвета нежного типа - розовый, персиковый, песочный, коралловый, рябиновый, голубой, салатный, сиреневый, лимонный, светло-серый, бежевый, кремовый, белый. Черный цвет не годится.

Основные цвета для нежного типа — песочный, бежевый, светло-серый. Дополнительные цвета для блузы - белый; для джемпера - розово- персиковый, голубой. Можно использовать палитру сияющего типа. Переходный тип

Если волосы темно-русые, пепельные, каштановые, темно-коричневые или черные, а кожа матовая, скорее темная, чем светлая (оливковая, смуглая, золотисто-коричневая), и общий колорит приглушенный, то это переходный тип.

Подходит приглушенная матовая цветовая гамма, благородные, сложные цвета, сдержанные, изысканные оттенки: вишневый, кирпичный, коричневый, горчичный, защитный, темно-зеленый, серо-синий, темно-синий, темно-серый, цвет сливы, баклажана, кремовый, бежевый, черный. Чистый снежно-белый не подходит. Можно использовать сочные цвета, но выбирать его «запыленный» оттенок.

Основные цвета для переходного типа — шоколадный, темно-зеленый, бордовый. Дополнительные цвета для блузы - кремовый, светло-серый; для джемпера - бежевый, серый.

5. По сочетанию холодности, насыщенности и контрастности разработана типология «времен года» (весна, лето, осень и зима), основы которой заложены швейцарским художником и теоретиком-искусствоведом Иоганнесом Иттеном, а подробное описание дано американкой Кэрол Джексон.

Весна и осень - теплые, лето и зима - холодные цветотипы. При этом осень и зима — типы интенсивных цветов и контрастных сочетаний, весна и лето - пастельных цветов и нежных сочетаний.

Типология «времен года» является наиболее популярной. В ряде стран существуют специальные центры, дающие консультации по построению цветового имиджа в соответствии с этой типологией. Во Франции работает институт Фернана Обри, в Германии студия Франциски Цингель.

Чтобы определить свой цветотип без помощи специалиста, можно использовать специальные тесты.

Тест «Теплый-холодный». Выполняется при дневном освещении при полностью прикрытых волосах и одежде (тканью белого цвета). Перед зеркалом прикладывайте к хорошо освещенному лицу по очереди два куска ткани: один - нежно-абрикосового цвета или цвета лосося, другой - интенсивного розового. В сочетании с каким цветом Ваше лицо смотрится лучше?

Если Ваше лицо явно лучше сочетается с интенсивным розовым, то Ваш тип либо «лето», либо «зима». Если Ваша кожа лучше сочетается с нежно-абрикосовым и в коже достаточно желтизны, то Ваш тип либо «весна», либо «осень».

Тест «насыщенность-контрастность». Если Ваша кожа с преобладанием холодных оттенков, приготовьте следующие помады: вишневую, темно-и светло-розовую, красного арбуза и оранжевую. Если Ваша кожа с преобладанием теплых оттенков, приготовьте следующие помады: цвета чайной розы, светло-оранжевую, золотисто-коричневую, красно-помидорную и люминесцентно-розовую.

Перед зеркалом поочередно наносите макияж на щеки и губы. Оцените меру привлекательности каждого варианта на Вашем лице. Если Вам больше всего идет вишневый и темно-розовый, светло-розовый - меньше, красного арбуза - еще меньше, а оранжевый не идет вообще, то Вы - «зима». Если Вам лучше всего подходит светло-розовый и темно-розовый, хорошо - цвет спелого арбуза, меньше вишневый, а оранжевый не идет, Вы — «лето». Если Вам лучше всего подходит макияж в цвете нежной чайной розы, светло- оранжевый, меньше золотисто-коричневый и еще меньше красно- помидорный, а люминесцентно-розовый не идет, то Вы - «весна». Если Вам идет больше всего золотисто-коричневый, красно-помидорный, светло-оранжевый несколько светел, чайной розы подходит меньше, а интенсивно-розовый не идет, то Вы - «осень». А теперь кратко рассмотрим характеристики цветотипов и рекомендации по подбору комплиментарных цветов.

«Лето». Волосы средней цветонасыщенности от светло- до темно-русых, от светло-пепельных до темных. Никогда не бывает рыжеватого подтона, всегда пепельный. Кожа может быть довольно светлой, чуть розоватой, а может быть оливковой, но

всегда чуть сероватая. Холодный тон придает коже благородство и хрупкость. Существуют три варианта летнего цвета кожи: 1) бледный, равномерно-фарфоровый цвет; 2) хорошо пронизанная кровью кожа с просвечивающими тонкими сосудами холодного розового цвета; 3) светлый, холодно оливковый тон. Родимые пятнышки и веснушки всегда имеют серый или пепельный оттенок (никогда не золотистый и не рыжевато-коричневый). Глаза: серо-голубые, зелено-голубые, синие, зелено-серые, ореховые. Наиболее подходит имидж деловой, уверенной, подтянутой натуры. Комплиментарные цвета одежды. Подойдут все припудренные, пастельные или среднеинтенсивные оттенки. Основными должны быть приглушенные синие, серые, бледно-розовые и сиреневые цвета и украшения нежных оттенков серебра. Не подходят яркие кричащие цвета и резкие контрасты. Больше всего подходит розовая гамма вплоть до серо-фиолетовой. Хорошо смотрятся приглушенные голубые тона с оттенками серого, от небесно-голубого до аквамарина и морской волны, цвет индиго (джинсовый). Очень идет сиреневая палитра от светло-лиловой до интенсивной сирени, сливовый тон. Изкрасной гаммы — малиновый, спелой (нетемной) вишни. Из коричневой гаммы - приглушенный коричневый с легким розовым оттенком, песоч-но-коричневый. Подходит мягкий бежевый цвет с примесью розового. Из зеленых тонов - зеленый цвет моря или светло-бирюзовый. Из ахроматических цветов — серый, жемчужно-серый. Не идут чистый черный, белый, оранжевый, зеленый, бежевый, золотой. «Лето» эффектно смотрится в одежде делового и спортивного стиля.

«Осень». Волосы обязательно рыжеватые. Характерны интенсивные, насыщенные рыжие и золотисто-рыжие нюансы.

Кожа имеет желтоватый оттенок. При этом возможны два варианта: 1) ярко-золотистый цвет, 2) яркий золотисто-бежевый или персиковый. Веснушки и родинки рыжего или желтовато-коричневого цвета. Яркие губы. Загорает с трудом.

Глаза карие, зеленые, голубовато-зеленоватые, серо-голубые с золотистыми крапинками на радужке глаз.

Цветотип «осень» создает общий имидж: роскошной, яркой, энергичной, коварной натуры.

Комплиментарные цвета одежды. Подойдут цвета золотой осени, не очень броские и непременно теплые. Теплый бежевый, кремово-бежевый, шоколадно-коричневый, золотисто-коричневый, цвет красного дерева, абрикосовый, оранжевый, кирпично-ржавый, горчичный, золотисто-желтый, золотой, болотный, хаки, насыщенные теплые зеленые тона, томатно-красный, лососево-розовый, зеленая бирюза. Не идут серый, белый, черный, синий, голубой, серебристый, пурпурно-розовый. Эффектно смотрится в одежде авангардистского, фольклорного и делового стилей.

«Зима» Наиболее яркий и контрастный цветотип. Волосы темно-коричневые, коричнево-черные или чисто черные с синеватым отливом. Холодный синеватый или пепельный подтон. Кожа молочно-сероватого цвета или смуглая, реже белая или оливковая. Встречаются два типа «зимы»: 1) «белоснежка»: кожа очень светлая, фарфоровая, прозрачная и чистая; 2)

«южанка»: холодный, слегка оливковый тон. Глаза чаще темные, но могут быть любые. Общий имидж: яркой, эффектной, холодно-недоступной, роковой натуры, знающей себе цену. Комплиментарные цвета одежды. Подойдут холодные яркие цвета от средней до максимальной насыщенности: голубые (от серебристо-голубого до сине-фиолетового), интенсивный фиолетовый, чернильный, сочные нефритовый, изумрудный, черный, ослепительно-белый, чистый прозрачный серый, яркий пурпурно-розовый, рубин, вишня, бордо. Проще всего одеваться в бело-черной и темно-синей гамме. Не годятся теплые цвета: оранжевый, золотой, красно-коричневый, тепло-зеленые. Эффектно выглядит в одежде авангардистского, делового и классического стилей.

«Весна».Самый светлый цветотип. Волосы светло-русые, золотистые, светло-коричневатые с теплым, золотистым отливом. Никогда не бывают темными. Часто встречаются блондинки с золотистым оттенком волос.

Кожа светлая, персиковая или розово-кремоватая. Характерна прозрачная бледность с нежно-золотистым подтоном. Часто покрыта тонким румянцем. Хорошо загорает. «Весне» свойственна свежая, естественная лучистость. Если есть веснушки, то они золотисто-коричневого тона. Глаза не темные, разных цветов.

Общий имидж; - нежная, женственная, слабая натура. Комплиментарные цвета одежды. Предпочтительны теплые цвета, производящие впечатление свежести. Самые привлекательные - светлые, нежные, ясные оттенки, краски просыпающейся природы, молодой нежной зелени. Слишком темные тона не годятся. Подходят нежно-салатовый, голубая бирюза, желтовато-бежевый, золотисто-коричневый, цвет мака, молодой моркови, коралловый, розово-лососевый, теплый и светлый сиренева-

тый тон, апельсиновый, персиковый, абрикосовый, тон подснежника, васильковый, цвет весеннего неба. Не идут черный и ослепительно-белый. Украшения -в неяркой теплой золотистой гамме.

Эффектно выглядит в одежде романтического стиля.

При любом природном цветотипе можно вносить изменения в цвет волос, тон лица, и даже изменять с помощью линз цвет глаз, чтобы приблизить себя к желаемому типу. Общее правило - изменения должны происходить в сторону осветления природного цветотипа.

Стиль Умело подобранный стиль одежды настраивает человека на работу, облегчая исполнение социальной роли. Ниже указаны восемь основных стилей одежды. У разных стилистов и дизайнеров типологии стилей немного варьируют.20

Классический стиль сформировался на основе английского костюма. Типичные виды одежды классического стиля для мужчин - пиджак плюс брюки в сочетании с сорочкой; для женщин — костюмы полуприлегающего и прямого силуэтов: жакет и юбка в сочетании с блузкой; платье и жакет; платье и жилет; платье плюс жилет и жакет; жакет и брюки в сочетании с блузкой. Для классического стиля характерны четкие и определенные линии, формы, силуэты. Поддерживается высокое качество обработки. Классика малоизменчива, но возможны ткани новых фактур и модных расцветок, изменения в форме деталей отделки,

плотности облегания, ширине плечевого пояса.

Классический стиль позволяет выглядеть официально, сдержанно, собранно, решительно и компетентно. Ассоциируется с уравновешенностью и здоровым конформизмом, надежностью, жизнеспособностью, респектабельностью. Подходит для официальной обстановки.

Ряд дизайнеров дополнительно выделяет консервативный стиль. Он отдает предпочтение классике, но характеризуется полным отсутствием остромодных деталей, ахроматической гаммой цветов и спокойными, мягкими цветосочетаниями с низким уровнем контрастности (серый-белый, коричневый-бежевый). Поддерживается высокое качество и добротность используемых материалов. Консервативный стиль ассоциируется с надежностью, солидностью, постоянством, респектабельностью, тактичностью.

Стиль Шанель создает рациональный и элегантный образ. Отличительные признаки - прямой или полуприлегающий силуэт, умеренный объем, отделка шнуром, кантом, тесьмой, простые модели, длина — чуть закрытое колено. Характерные черты одежды в стиле

Шанель - элегантность, подтянутость, женственность, нарядность. Стиль пригоден для прогулок, работы, путешествий, в торжественных случаях.

Деловой стиль (бизнес-стиль) близок классическому, но его основные отличия — большая объемность и заимствования из спортивного стиля («молнии», кнопки, рукав реглан). Сочетает элегантность классического стиля и удобство спортивного. Ассоциируется с деловитостью, солидностью, порядочностью, элегантностью. Это стиль для работы, деловых контактов и официальных поездок.

Спортивный стиль ассоциируется с оптимизмом, непосредственностью, непринужденностью. Основные черты этого стиля — удобство в движении, ощущение раскованности, естественность, спортивность, динамизм. Вписывается почти в любую среду. Подходит для работы, путешествий, поездок, отдыха. Разрушает барьеры общения. Не годится для официальных и торжественных случаев. Вариации спортивного стиля — стиль сафари, спортивно-элегантный и джинсовый стили.

К спортивному стилю относятся джинсовые вещи, спортивный трикотаж, кожаные вещи, «походная» обувь, практичные дополнения, естественная прическа и макияж.

Романтический стиль подчеркивает слабость, сентиментальность, мягкость, податливость, кокетливость. Романтическая одежда украшает женщину, подчеркивает красоту ее фигуры. Для романтического стиля характерны пастельная цветовая гамма, волнистые линии в одежде, прическе, украшениях, нарядный трикотаж, изящные украшения. Используется для придания большей женственности везде, где это требуется: на вечере, в кафе, в театре, на выставке и т. д.

Эротический стиль предполагает обтягивающие формы одежды, открытые части тела, прозрачные ткани, гипюр, атлас, бархат, шелк, мех, изящные туфли на высоких каблуках, волнистые волосы, яркую помаду, эффектные украшения. Подходит для ситуаций, когда главной проблемой является проблема личной жизни. В деловой обстановке может вызвать недоверие, раздражение, неуважение. Ассоциируется с несерьезностью, легковесностью, вульгарностью.

Авангардный {экстравагантный) стиль характеризуется экстравагантностью, экзотичностью, броскостью, новизной, гротеском. В нем есть нечто вызывающее. В нем используются смелые цветосочетания, неожиданные линии, асимметрия, броские модели, необычные фасоны, смелые прически. Далеко не все его одобряют, но он привлекает внимание. Органично выглядит только на представителях творческих профессий, связанных с искусством, модой и т.п. Хорошо смотрится на молодой, яркой и стройной женщине.

Фольклорный стиль (другие названия - этнический, народный, национальный) использует типичные особенности национального костюма народов мира. Он может быть стилизован под восточный, африканский, латиноамериканский, русский народный костюм и т. п. Воспринимается как художественное произведение. Уместен, главным образом, в одежде для отдыха.

В деловой одежде может быть использован ограниченно. Например, только в блузке к костюму.

Диффузный стиль представляет собой смешение стилей. Демонстрирует своеобразную стильность разностильности. Приемлем для смелых и ищущих чего-то необычного. Подходит людям с развитым чувством гармонии и вкусом, так как требует чувства меры и умелой оценки сочетаемости предметов.

Линии и силуэт одежды

Линии.Выбор линий способен оказывать большое влияние на степень деловитости внешнего облика.

Сочетание прямых, жестких линий, силуэтов и форм ассоциируется с равновесием, четкостью, стабильностью, устойчивостью. Прямой пиджак с лацканами, брюки с зауженной стрелкой и манжетами, блуза с прямоугольными карманами, квадратная сумка внушают представление о человеке как о рациональном, организованном, серьезном, собранном, надежном.

Линии волнистые, спиралеобразные символизируют изменчивость, непостоянство, суетливость, непредсказуемость. Расклешенная юбка, рюши, воланы, жабо, прическа с локонами создают образ кокетливой, эмоциональной, женственной особы.

Вертикальные линии символизируют легкость, невесомость, устремленность вверх, «духовное начало». Облегающая длинная юбка, вертикально падающий шарф, длинная нить бус создают образ легкой, стройной, загадочной, мечтательной, возвышенной натуры. Диагональные линии выражают динамику, напряжение, неустойчивость, неожиданность. Диагональные линии в одежде (диагональные орнаменты и надписи, асимметричное декольте, косой подол юбки, асимметричная прическа) способствуют созданию образа резкого, непредсказуемого, темпераментного, энергичного человека.

Овальные линии ассоциируются с уютом, покоем, защищенностью, безмятежностью, добротой, теплом, мягкостью. Одежда из мягкого трикотажа, накидки, шали, береты придают облику образ спокойной, покладистой, немногословной, миролюбивой,

немного замкнутой и пассивной особы.

Силуэт. Важную роль в восприятии внешности играет внешнее впечатление о соразмерности и пропорциональности фигуры, гармоничности роста и полноты, отсутствии дефектов фигуры. Выбор силуэта одежды позволяет приблизиться в производимом впечатлении к эталону. Различают прямой, полуприталенный, приталенный и трапециевидный силуэты одежды.

Силуэт одежды необходимо выбирать в соответствии со строением тела. Существует несколько классификаций строения тела. Наиболее простая классификация выделяет остроугольный, прямой, округлый и овальный силуэты.

Остроугольный силуэт фигуры ассоциируется с треугольником, два верхних угла которого представляют плечи, а нижний — ноги. Характеризуется относительно широкими плечами и узким тазом. В одежде может быть представлен приталенным, расширенным в плечах жакетом и заметно зауженной юбкой. Прямой силуэт фигуры характеризуется отсутствием ярко выраженных контрастов в ширине бедер и плечевого пояса, а также невыраженной талией. Предполагает прямой и полуприталенный силуэты в одежде. Округлый силуэт фигуры характеризуется относительно узкой талией, широким тазом. Ему подходит приталенный силуэт с заметно расширенной книзу юбкой. Овальный силуэт фигуры предполагает отсутствие талии при необъемных плечах и

бедрах. Его недостатки скрадываются в одежде трапециевидных силуэтов и с напуском на линии бедер.

Запреты, требования и рекомендации в деловой одежде Запреты и требования в одежде диктуются как теорией персонального имиджирования, так и практическими руководствами фирм. Диктат теории основывается на специальных исследованиях, выявивших особенности восприятия деловой одежды различными группами реципиентов, а также на долговременных традициях, сложившихся в той или иной культуре. Практические руководства излагают стандарты одежды служащих в соответствии с профилем фирмы и той особенной средой, в которой она работает. Кроме того, стилисты и дизайнеры дают ряд рекомендаций, которые помогают поддерживать деловой имидж, но не являются обязательными. Ниже рассматриваются стан-

дартные запреты, ограничения и рекомендации, выработанные в процессе многолетней практики имиджирования в европейской культуре.

11.2.1. Запреты, требования и рекомендации в деловой одежде женщины

Одежда деловой женщины должна создавать образ собранной, энергичной, выдержанной, уверенной в себе, строгой, погруженной в дело женщины. Сексуальные намеки исключаются.

Существующие стандарты запрещают:

-кричащие наряды (по цвету, рисунку, формам и др.);

-неоправданные контрасты в одежде и аксессуарах (классический костюм и хозяйственная сумка и т. д.);

-обтягивающие силуэты;

-изделия из прозрачных и блестящих материалов;

-объемные вещи (эффект «с чужого плеча»);

-толстые свитера с объемным плетением и ярким рисунком;

-трикотажные майки и топики, оголяющие плечи;

-изделия с глубоким декольте;

-мини-юбки и платья (длина юбки не может быть выше, чем чуть над коленом);

-макси-юбки и платья (за исключением банкетов);

-лосины, легинсы;

-подследники (колготки или чулки обязательны);

-носовой платок в рукаве;

-броскую фактуру материалов (избегайте мохер, гипюр, бархат, стеклярус, зернистую кожу и т. п.; материалы должны быть гладкие, ровные, нейтральные по фактуре);

-громоздкие клипсы;

-длинные серьги-подвески (серьги должны быть простыми и элегантными);

-бижутерия, звенящая при ходьбе;

-мощные браслеты;

-обилие цепочек (как правило, не больше двух);

-очень толстые цепочки;

-смешивание металлов;

-два и более отверстия под серьги;

-в общении с иностранными партнерами — драгоценные камни и металлы до 18 часов;

-смешивание неподходящих украшений (бусы-цепочка, цепочка брошь и т. д.).

Стандарты рекомендуют:

-Надевайте то, что проверено временем.

-Не стоит увлекаться изделиями народного творчества: связанными, сшитыми и тем более сотканными.

-Подбирайте немнущиеся ткани.

-Рекомендуются натуральные ткани: шерсть, кашемир, твид, шелк, габардин.

-Всегда уместно смотрятся костюмы с разнообразными блузками.

-Не стоит носить брюки и кофточку, лучше брючный костюм.

-Колготки лучше всего выбирать под цвет кожи.

-При выборе цветовой палитры учтите, что самая деловая палитра — синяя (кроме ярких цветов), за ней следуют ахроматическая (черный, серый, белый) и светлая натуральная гамма.

-В одежде допускается два-три предмета ведущего тона, не рекомендуется надевать все вещи одного цвета.

-Лучший вариант из обуви - классические туфли-лодочки, высота каблука 5-7 см.

-Сумки и перчатки желательны из кожи, классического стиля.

-Всех аксессуаров (пуговицы, пряжки, очки, украшения) не должно быть больше 13.

Рекомендуемый минимальный состав делового гардероба: -жакет; -юбка, подходящая к жакету; -элегантные брюки к жакету;

-платье по типу «в пир, в мир и в добрые люди»; -блуза спортивного стиля; -нарядная блуза; -нарядная юбка или брюки;

-несколько трикотажных «водолазок»; -гладкий свитер; -плащ; -пальто; -шуба из натурального меха; -аксессуары.

Запреты, требования и рекомендации в деловой одежде мужчины

К запретам и требованиям к одежде делового мужчины относятся:

-Галстук должен касается нижним концом пряжки ремня.

-Ширина галстука должна быть соразмерна ширине лацканов.

-Если костюм темный, галстук должен быть светлее костюма, но темнее сорочки.

-Никогда не следует надевать деловой костюм и одновременно спортивную обувь, дополнять костюм спортивной сумкой.

-Рукав сорочки под костюмом должен быть виден на запястье на 1,5-2 см.

-Нельзя допускать несовместимости узоров в одежде.

-В торжественном случае следует надевать белую сорочку.

-Бабочку следует надевать только к темным костюмам.

-Следует надевать носки, доходящие до середины икры.

-Мужчина не должен выставлять напоказ свои подтяжки.

-В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут, но нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда.

Рекомендации в одежде делового мужчины:

- Используйте три костюма: рабочий (можно с «водолазкой» или с рубашкой и галстуком - для повседневной работы), деловой (только с рубашкой и галстуком - для переговоров, деловых встреч, совещаний) и вечерний.

-Носки подбирайте под цвет галстука, брюк или обуви.

-Белую рубашку и черные туфли носите с костюмами любого цвета.

-Избегайте украшений: на мужчине они смотрятся как слишком много говорящие, поэтому их лучше избегать. Но если они есть, то цепочку носите так, чтобы ее не было видно, а перстень и обручальное кольцо - на разных руках.

-Носите пестрые и клетчатые рубашки без галстука или с однотонным галстуком.

-В жаркую погоду носите рубашку с коротким рукавом. Эта рекомендация не относится к полнеющим мужчинам невысокого роста.

-Надевайте черный галстук только в знак траура.

-Не носите галстук, бросающийся в глаза.

-Подбирайте доминирующий цвет галстука под один из тонов костюма.

-Носите с костюмами из тканей в клетку или полоску однотонные галстуки.

Самоанализ манеры одеваться с точки зрения соответствия деловым целям

Самоанализ манеры одеваться предполагает критическую оценку собственных критериев и правил выбора одежды, включая тип отношения к одежде, отношение к моде, гармоничность и ухоженность одежды и др.

Чтобы определиться в характеристике типа отношения к одежде, обратитесь к классификации, предлагаемой ниже.21 Тип отношения к одежде указывает на то, какие потребности человек удовлетворяет, какие цели преследует, выбирая одежду.

1. Эстетический тип

Одежда такого человека в первую очередь выбирается, исходя из эстетических потребностей. Он стремится выглядеть в соответствии с собственными представлениями об элегантности и гармонии. Соблюдаются общие эстетические принципы: одеваться с учетом пропорций фигуры, по возрасту, цветовой гамме и в соответствии с ситуацией. Эстетически утонченные натуры получают наслаждение от красивых и элегантных изделий.

Предпочтение отдается классическому и романтическому стилям, неярким расцветкам и матовым тканям.

Эстеты не носят кричащих аксессуаров и броских украшений. Они часто посещают показы мод, салоны ведущих модельеров и модные магазины, но для себя выбирают лишь то, что соответствует собственной внешности и вкусу. Эстеты склонны, если позволяют средства, одеваться у собственного модельера.

2. Рациональный тип.

Критерии выбора одежды — практичность, добротность и функциональность. Гардероб тщательно продумывается, включает ограниченное количество вещей. Лишнего и случайного в нем нет. Покупки планируются заранее.

Такой тип проявляет тяготение к классическому стилю, практичным фасонам, крепким, немнущимся и немарким тканям.

При выборе цвета предпочтение отдается практичной цветовой гамме, средним и темным оттенкам. Рационалист тщательно продумывает возможности восстановления одежды, стирок и химчисток. Дорогие вещи покупаются, если есть уверенность, что дорогая вещь прослужит долго и тем самым окупит себя.

Одежда носится долго, иногда десятилетиями. Могут носиться немодные изделия, если они в хорошем состоянии. Платья могут переделываться, свитера — перевязываться.

3. Эксклюзивный тип.

Одежда выбирается, исходя из потребности в творческом самовыражении и самоутверждении. Этот тип стремится создать неповторимый исключительный образ, выбирая одежду от известного модельера или создавая ее самостоятельно. Ценятся элементы ручной работы. Эксклюзивная одежда дорогая, но не броская.

4. Престижный тип.

Критерий выбора одежды — стремление показать высокий социальный статус и материальный достаток. Гардероб включает дорогие изделия престижных фирм, зачастую в чрезмерном количестве. Люди такого типа гордятся высокой ценой и ярлыками известных фирм, любят демонстрировать это тем, с кем общаются. Восхищение и зависть окружающих радуют таких людей.

5. Одержимый тип.

Выбирая одежду, одержимый стремится прежде всего удовлетворить потребности в новых впечатлениях и эмоциях. Постоянное желание иметь новую одежду преобладает над остальными. Одежда выходит из употребления как только притупляется ощущение новизны. Гардероб, как правило, нефункционален и безвкусен.

6. Неуверенный тип.

Критерии целенаправленного выбора одежды отсутствуют. Неуверенный не знает, что покупать и как одеваться, долго колеблется в выборе. Нуждается в консультанте. Этот тип не любит быть в центре внимания и подозрительно относится к комплиментам.

7. Стандартный тип.

Такой тип отношения к одежде предполагает стремление «быть как все», исходит из потребности принадлежности к большинству. Приверженцы стандартов придерживаются принципа золотой середины, носят ширпотреб. Могут носить то, что им не идет, но принято большинством.

8. Выделяющийся тип.

Последователи этого типа предпочитают остромодную, вычурную, необычную одежду, крикливые аксессуары и ткани. Одежда служит средством самоутверждения. Экстравагантность преобладает над самокритичностью. Такие люди стремятся привлечь внимание, выделиться из толпы.

9. Безразличный тип.

У людей пожилого возраста или сосредоточенных на важных жизненных проблемах часто складывается безразличное отношение к одежде. Гардероб таких людей однообразен и консервативен. Одежда носится до полного износа. Размер одежды, ее чистота и соответствие моде не имеют значения.

10. Аккуратный тип.

В центре внимания - аккуратность в одежде. Изделия должны быть безупречно сшиты, аккуратно отстрочены, тщательно отутюжены. Соответствие моде, степень новизны и другие характеристики одежды не важны. Главное стремление — мания чистоты.

11. Комфортный тип.

Главное в выборе одежды - психофизиологическая комфортность, удобство: одежда не должна жать, стеснять, тереть, привлекать внимание окружающих.

12. Гармоничный тип.

В жизни человека с гармоничным отношением к одежде одежда удовлетворяет широкий спектр эстетических и утилитарных потребностей. При выборе одежды учитываются мода, социальная среда, особенности внешности и характера, ситуация. Только этот тип умеет создавать оптимальный индивидуальный стиль и формировать нужное впечатление.

Определив свой тип отношения к одежде, подумайте, соблюдаете ли Вы общие правила выбора одежды:

-подбирать одежду под установку аудитории на вашу профессиональную группу;

-подбирать одежду под ситуацию;

-не следовать моде, а приспосабливать ее к себе;

-скрывать недостатки и подчеркивать привлекательность;

-добиваться гармоничного сочетания всех предметов;

-подбирать цветовую гамму гардероба;

- подбирать материалы с наиболее выигрышной для вас фактурой.

Создание делового образа с помощью макияжа

Современная стратегия макияжа исходит из двух критериев красоты человека: 1) красиво то, что целесообразно с точки зрения природы, т. е. что свидетельствует о здоро-вье человека; 2) красиво то, что соответствует социальным стандартам. Поэтому макияж призван, с одной стороны, говорить о здоровье женщины и, с другой - быть приемлемым для выполнения ее социальной роли.

Назначение делового макияжа - скрыть дефекты лица, придать ему привлекательность и подчеркнуть желаемые деловые качества. Макияж для работы носит сдержанный характер, исключает сексуальные намеки. Он заметен лишь с близкого расстояния. Природную привлекательность подчеркнет макияж, соответствующий природному цветотипу.

Макияж лета

Общая характеристика макияжа лета - сдержанность, легкость. Тональный крем и пудра - холодно-розового цвета или нейтрального и светло-бежевого. Для первого типа лета (см. выше) — розово-холодная, для второго – холодный беж, для третьего - светлый, переходящий в серый, коричневый.

Румяна - розовые: от нежно-пурпурно-розового и нежно-розового до темного цвета красного вина.

Тени для век должны быть холодных оттенков: пепельно-голубого, сиреневатого, сливово-синего, пасмурных зеленых оттенков. Тушь — черно-коричневая, антрацитовая, коричневая и всегда гармонирующая с цветом бровей. Карандаш для глаз не должен быть слишком темным, лучше взять антрацитовый или темно-серый.

Губная помада для лета светлого колорита — розовых оттенков. Для темного колорита подойдет помада более интенсивных холодных тонов, но не слишком яркая. Обновление цвета волос уместно в рамках холодной шкалы. Идеальны серебряно-

или платиново-светлый, хорошо осветление серебристо-седыми прядками. Следует избегать жесткого контраста между цветом волос и кожи.

Макияж осени Тональный крем и пудра прозрачны. Тон — светлый беж с добавлением желтого или светло-коричневого. Розовато-холодные тона исключены. Румяна — сочного терракотового цвета или другого красновато- коричневого оттенка.

Глаза уместно подчеркнуть тенями темно-бежевого, оливкового, перси-ково-розового, темно-баклажанного, насыщенного коричневого оттенка и подводкой цвета коричневой земли или меди. Тушь для ресниц лучше взять коричневого цвета.

Палитра губной помады осени включает золотисто-коричневый, ярко-оранжевый, земляной терракотовый, томатно-красный, кирпично-красный. При изменении цвета волос исключены холодные оттенки, оттенок должен быть всегда рыжеватым.

Макияж зимы Уместны яркие контрасты, холодные тона.

Если цвет лица розоватый, то потребуется тональный крем с розовым оттенком. Если цвет лица оливковый или светлый бледный, то используется крем бежевого цвета. Для «белоснежки» идут холодные бежевые тона, летом - с розовато-коричневым нюансом. «Южанке» подойдут светлые оливково-бежевые тона. Легкая полужидкая грунтовка лучше густой пасты или вязкого крема. Румяна — светлого пурпурно-розового цвета, цвета красного вина. Женщины зимнего типа могут пользоваться темными красками для глаз. Тушь для ресниц может быть глубокого черного или черно-коричневого цвета. Подходит темная об-

водка для век. Тени - четких прохладных оттенков. Цвет помады может быть очень ярким и варьировать от пурпурно-розового до темно-фиолетового.

При тонировании волос следует использовать холодные, синеватые нюансы. Если вам хочется стать блондинкой, то подойдут серебристо- светлые, голубоватые волосы.

Макияж весны

Тональное средство не должно быть интенсивным или компактным по плотности. Оптимальна кремообразно-жидкая грунтовка, которая слабо покрывает кожу. Комплиментарные цвета — нежный, светлый беж с легким желтоватым включением, нежные персиковые оттенки. При загорелой коже тон может быть темнее. Пудра должна быть прозрачной и содержать слабую добавку желтизны. Румяна — розово-персикового, светло-кораллового или теплого розового тона.

Макияж глаз должен быть легким. Накрашенные темными тенями и подведенные черным карандашом глаза смотрятся ненатуральными, чрезмерно накрашенными.

Чем прозрачнее макияж глаз, тем он гармоничнее. Ресницы можно красить коричневой, синей, зеленой тушью. Карандаш для век нужно подбирать светлых оттенков. Веснам нельзя пользоваться накладными ресницами. Выбирайте помаду теплых розовых тонов — персиково-розового, оранжевого. Избегайте темно-коричневые оттенки. Для женщин весеннего типа привлекателен блеск для губ.

При тонировании волос следить за сохранением прозрачности и теплоты основного тона, выбирать краски золотисто-светлых оттенков. Украшения и аксессуары в деловой одежде

Выбор украшений и аксессуаров, также как и макияжа, определяется природным цветотипом. Кроме того учитываются запреты и ограничения для деловой одежды (см. выше). Для цветотипа «весна» наиболее выигрышными являются:

-утонченные и сдержанные украшения из желтого золота: цепочки, браслеты, кольца;

-мелкий кремово-белый жемчуг; -обувь, перчатки, сумки, шарфы светло- и золотисто-коричневых, теплых бежевых тонов или средних оттенков коричневого цвета; -галстуки, особенно в композициях с четким силуэтом и элементами спортивного стиля.

Не годятся броские украшения из красной и желтой меди, серебряные украшения, шарфы с тяжелыми узорами.

Для цветотипа «лето» хорошо подходят:

-украшения из серебра, белого золота или платины;

-лиловые аметисты, нежно-розовые самоцветы и рубины;

-бижутерия из стекла и пластика пастельных оттенков;

-тонкие шарфы из шифона;

-обувь серого, серо-голубого, синего цвета моря, коричнево-розового и летних пастельных оттенков;

-женственные, легкие, изящные фасоны аксессуаров.

Для цветотипа «осень» наиболее выигрышны:

-эффектные украшения из золота и всех желтых металлов;

-кремово-белый жемчуг;

-деревянные и черепаховые украшения;

-обувь и сумки темно-коричневого цвета или теплых бежевых тонов;

-длинные, роскошные бусы из раковин;

-соломенные шляпы.

Для «зимы» уместны следующие аксессуары:

-элегантные украшения из серебра, белого золота и платины; -алмазы и стразы; -белый жемчуг;

-обувь и сумки черного, красного, белого, серебристого, синего цвета моря; -бижутерия из прозрачного пластика.

Вопросы и задания для самопроверки

1.Назовите основные характеристики одежды, с помощью которых формируется деловой имидж.

2.Какую роль играет цвет в формировании персонального имиджа?

3.Назовите основные типологии природного цветотипа личности.

4.Охарактеризуйте стили одежды и их влияние на деловой имидж.

5.Раскройте роль линий и силуэта одежды в формировании делового имиджа.

6. Что запрещено в деловой одежде?

7.Что рекомендуется использовать в деловой одежде?

8.Каковы типы отношения к одежде? Какой тип отношения позволяет создать наиболее гармоничный деловой облик?

9.Какие характеристики выбора одежды нужно контролировать при

самооценке манеры одеваться?

10.Назовите общие правила выбора одежды.

11.Назовите два критерия современной стратегии макияжа.

Задания для самостоятельной работы

1.Составьте карту комплиментарных цветов одежды для Вашего при родного цветотипа. Учтите различные типологии цветотипов.

2.Составьте индивидуальную карту стилей одежды под Вашу идею профессионального имиджа и под различные контекстные ситуации в Вашей профессии.

3.Составьте индивидуальную карту предпочтительных линий и силу силуэтов одежды с учетом особенностей Вашей фигуры и Вашей профессии.

4.Выберите правильный ответ. Наиболее подходящая для женщины одежда для работы:

-платье, -костюм, -блузка с юбкой, -блузка с брюками.

5.Выберите правильный ответ. В деловой одежде украшений должно быть:

-много, -как можно меньше, -от них следует отказаться.

6. Выберите правильный ответ. Косметика должна быть заметна:

-со среднего расстояния, -с близкого расстояния, -она не должна быть заметна вообще.

7.Выберите правильный ответ. При посещении цеха директор пред приятия должен:

-одеться изысканно, чтобы подкрепить свой статус,

-не контрастировать одеждой с рабочими,

-думать о деле, а не об одежде.

8.Выберите правильный ответ. Наибольший рейтинг деловитости имеет цвет:

-синий, -черный, -коричневый, – серый.







Сейчас читают про: