Лекция 9. Самопознание - фундамент персонального имиджа

Содержание: Необходимость гармонии имиджа и индивидуальности личности. Приемы самоанализа, используемые в имиджировании. Внутриличностная коррекция в системе способов имиджирования. Формирование позитивного отношения к себе. Устранение комплекса неполноценности. Освобождение от недостижимых стандартов. «Я-концепция» - основа персонального имиджа. Три уровня «Я-концепции». Анализ «Я-внутреннего» и «Я-зеркального». Формулирование жизненных целей и Я-идеального». Выбор модели внешнего облика в соответствии с идеальным Я.

ПОНЯТИЕ, АТРИБУТЫ, ФАКТОРЫ ПЕРСОНАЛЬНОГО ДЕЛОВОГО ИМИДЖА

Определение персонального делового имиджа В литературе по имиджированию существует некоторая нечеткость в употреблении понятий персонального, личностного, делового и профессионального имиджа. В дальнейшем изложении в качестве ключевых будут использоваться термины «персональный имидж» и «персональный деловой имидж». Под персональным имиджем понимается образ отдельного человека, формирующийся в определенное время с определенным уровнем полноты (от общего впечатления до сложной структуры представлений) в глазах реципиента. Под персональным деловым имиджем, или просто деловым имиджем, понимается образ отдельного человека как работника, впечатление о его деловых, в том числе профессиональных, качествах. Профессиональный имидж — конкретизация делового имиджа. Универсальные деловые качества человека - трудоспособность, инициативность, компетентность и т. д. - находят выражение в рамках определенной профессии.

Поэтому деловой имидж в первую очередь предстает как профессиональный имидж. Атрибуты и факторы делового имиджа

Деловой имидж является атрибутом персонального имиджа и создается под влиянием множества факторов, характеризующих деловые качества личности. Следуя этой логике, нужно различать облик и образ (имидж) человека. Облик является фактором, формирующим образ. Персональный образ складывается под влиянием двух больших групп факторов характеристик носителя имиджа и особенностей воспринимающих аудиторий. Иначе говоря, существуют факторы, зависимые от носителя имиджа, и факторы, зависимые от воспринимающих. Факторы, зависимые от носителя имиджа, делятся, в свою очередь, на внешние и внутренние. В восьми случаях из десяти первое впечатление о других людях определяется внешними факторами. Внешними факторами персонального имиджа являются:

-общие физические данные: рост, вес, природный цветотип, качество волос и кожи;

-лицо: овал, черты лица, зубы, линия профиля;

-фигура: контурная линия в фас и профиль, осанка, пропорции тела, строение каждой части тела (рук, ног, шеи и т. д.);

-одежда;

-ухоженность волос, кожи, рук и т. д.;

-письменная и устная речь;

-манеры;

-звучание голоса;

-мимика (выражение лица, лицевые маски);

-телодвижения (походка, жесты, позы, умение держать корпус);

-взгляд;

- среда обитания: кабинет, жилище, машина, окружающие предметы.

Внешний имидж и привлекательность во многом являются результатом зрительного соответствия внешности общепринятому представлению об эталоне красоты. Поэтому чрезвычайно высока роль оформления внешности в соответствии с приня-

тыми нормами. В частности, женщина без современной прически, макияжа и одежды не воспринимается красивой и привлекательной. К внутренним факторам персонального имиджа относятся:

-интеллектуальные, художественные, информационные личностные качества; -коммуникабельность; -эмпатичность (способность к сопереживанию), способность понять другого человека; -«психологическая андрогиния» - наличие у человека психологических качеств противоположного пола; -уровень нравственности; -умение ориентироваться в ситуации; -уверенность в себе;

-навыки в самопрезентации или особая одаренность «нравиться людям».

Нетрудно заметить, что ряды атрибутов имиджа и факторов имиджа, зависимых от носителя имиджа, абсолютно симметричны.

К факторам второй группы, зависимым от воспринимающих, относятся уровень образования, уровень доходов, социальный статус, сфера интересов реципиентов. Носитель имиджа не в силах повлиять на них. При проектировании имиджа он должен учитывать особенности восприятия окружающих. Служащий может быть одет небрежно и вызывающе, но при этом некоторые аудитории могут воспринять его как «своего парня» или человека со своим «я», а в других он будет отвергнут.

Значение персонального делового имиджа трудно переоценить. Прежде всего персональный имидж сотрудников является атрибутом имиджа организации и тем самым непосредственно влияет на отношение к ней целевых аудиторий и общую конкурентоспособность. Деловой имидж есть у каждого работающего человека, но не каждый его контролирует. Между тем социальная роль, выполняемая личностью, требует носить специальный сценический костюм. Кроме того, образ человека формирует готовность других людей действовать по отношению к нему определенным образом. Имидж вызывает психологическую установку окружающих людей либо на избегание контактов с носителем имиджа, либо на стремление к контактам и сотрудничеству с ним в определенной сфере. Тем самым персональный деловой имидж влияет на личную профессиональную успешность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: