Акцентируя в структурно-функциональном анализе первую его часть — структурность - делал упор на доказательство ее стабильности применительно к рассматриваемым им социальным системам.
Структурно-функциональный анализ - общество и его системы рассматривались с точки зрения выполнения ими определенного набора функций. Однако в 60-е гг. стало очевидным, что при таком толковании социальных процессов трудно объяснить противоречия, конфликты, дестабилизацию, многие явления. Появилась необходимость в углублении структурно-функционального анализа. Если позже Мертон прибегнул к широкому использованию дисфункций (неблагоприятных последствий), явных и латентных функций (осознаваемых и неосознаваемых последствий), то Парсонс искал пути усиления концепции за ее пределами. Так возник его неоэволюционизм, связанный со структурной дифференциацией общества. Под ней Парсонс понимал поэтапное (от примитивного состояния к современному) усложнение социальной структуры, уменьшающее стабильность общества и его подсистем. Если в "примитивном" (по Парсонсу) обществе дифференциация отсутствует, то в "промежуточном" начинает разворачиваться, но по-настоящему дает о себе знать в "современном" обществе.
В современном обществе переход от одного этапа к другому осуществляет посредством революций:
"Промышленную революцию", дифференцирующую экономическую и политическую системы.
"демократическая", разделяющая социальную и политическую системы.
"Образовательная революция", задача которой — отделить от социальной системы систему воспроизводства культуры.
Общество и его типы. На основе социальных действий строит типологию обществ:
универсализ – партикуляризм
достижение – предписание
эмоциональность – эмоциональная нейтральность
диффузность -специфичность
Типы общества:
1. общества универсалистского образца достижения — характеризуется стремлением большей части населения стран этого типа к достижению и успеху. Характер деятельности общества определяется прежде всего инструментальными ценностями и действиями людей, преследующих получение конкретной пользы. Социальная стратификации обусловлена результатами деятельности, реальными достижениями и успехами. США.
2. общества универсалистского образца предписания - характеризуются тенденцией к установлению тоталитарных и авторитарных режимов, диктующих (предписывающих) населению нормы и ценности поведения во всех сферах жизнедеятельности и построенных на действии системы жесткого социального контроля. Статусно-ролевые характеристики общества этого типа базируются не на признании индивидуальных заслуг и успехов, а на увязывании результатов деятельности отдельных людей с их коллективами. Советский Союз и фашистская Германия,
3. общества партикуляристского образца достижения - достижения в каких-то ограниченных сферах жизни. Это могут быть также общества, экономика которых имеет монокультурный характер. В качестве исторического примера такого типа общества социолог приводил Древний Китай, в котором семейные и общинные связи имели определяющее значение для жизни всей страны, поскольку пронизывали всю структуру и иерархию социальных взаимодействий (вплоть до власти императора).
4. общества партикуляристского образца предписания - отсутствует ориентация на достижения, а предписания имеют ограниченный характер. Для населения характерно пассивное и даже негативное отношение к труду. Длительное сохранение и даже консервация традиций образа жизни приводят к недостаточной выраженности социальной структуры и ее медленному, нединамичному изменению. В таких условиях, возможны узурпация власти и установление диктатуры отдельных режимов. Парсонс считал многие страны Латинской Америки.
17. Мертон. Основные принципы структурно- функционального анализа общества.
Функционализм: компоненты соц.струк:, статусы, роли,установки, нормы, ценности, институты, коллективы, группы, граниз, коллективы. Комбинация уровней: норматив, вероятнос, идеальный. Постулаты фукц-зма: единства, универсализма. необходимости, функции, дисфункции, явные, латентные.