double arrow

Тема 1. Предмет и основные концепции современной философии науки

Основные аспекты бытия науки. Наука как система знаний, вид познавательной деятельности, социальный институт, непосредственная производительная сила.

Основные закономерности развития науки. Новации и традиции в развитии науки. Ассимиляция нового. Взаимодействие наук как фактор их развития. Дифференциация и интеграция в развитии науки. Формирование и развитие научных сообществ. Социокультурные факторы развития науки. Научная эволюция и научная революция.

Эволюция подходов к анализу науки. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Кумулятивный образ науки в позитивистской философии науки. Достижения позитивизма в анализе готового знания. Кризис классической позитивистской эпистемологии. Венский кружок. М. Шлик о задачах философии. Р. Карнап: протокольные предложения как эмпирический фундамент науки. Дальнейшее развитие проблем «лингвистического позитивизма» в аналитической философии.

Модель науки К. Поппера. Проблема демаркации. Невозможность нейтрального по отношению к теории опыта. Фальсифицируемость как признак научности и новое понимание научной рациональности. Проблематической научного знания. Принцип фаллибилизма. Критический рационализм как основание развития науки. Схема развития научного знания. Концепция «трех миров» и проблема преемственности в развитии научного знания. Роль философии в развитии физики и астрономии.

Т. Кун и его методологическая концепция научных революций. Особенности «нормальной науки» и научной революции. Научное сообщество. Научная революция как смена парадигм. Проблема соотношения кумулятивных и некумулятивных процессов в науке. Соизмеримость теорий. Критерий «хорошей теории».

Концепция роста науки И. Лакатоса. Понятие исследовательской программы. Общая структура исследовательской программы: жесткое ядро и защитный пояс, положительная и негативная эвристики. Деятельность ученых в условиях проблемной ситуации. Проблема смены исследовательских программ.

П. Фейерабенд: Наука и другие виды духовной деятельности. Методологический релятивизм. Концепция личностного знания М. Полани. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Проблема интернализма и экстернализма в понимании механизмов научной деятельности.

Тема 2. Язык науки. Исследователь и наука: логические аспекты


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: