Эволюции

Вопрос о «начале» науки. Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии происхождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных, исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Преднаука и ее характерные черты: непосредственная связь с практикой, сакральность, эмпирически-рецептурный характер, догматизм. Основные достижения преднауки.

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Особенности античного типа науки: созерцательность, логическая доказательность, системность, имманентная самодостаточность, методологическая рефлексивность, демократизм, открытость критике. Основные достижения античной науки: античная логика и математика.

Средневековый этап развития науки. Роль христианской теологии в изменении созерцательной позиции ученого. Особенности средневековой науки: теологизм, телеологизм, герменевтизм, схоластика, догматизм. Замедление темпов развития естествознания в средневековой Европе. Западная и восточная средневековая наука.

Наука в эпоху Возрождения и ее особенности: светский характер, натурализм, гуманизм. Значение книгопечатания для развития науки. Великие географические открытия и расширение горизонтов познания. Формирование новой естественнонаучной картины мира. Достижения в области систематизации знания (систематика растений, возникновение научной анатомии и др.). Роль механико-математической модели мира и гелиоцентрической космологии Н.Коперника в освобождении науки от влияния теологии.

Современная наука и основные этапы ее развития: классический, неклассический, постнеклассический.

Классический этап новоевропейской науки (XVII-XIX вв.). Создание новой идеологии науки. Критический дух, объективность, практическая направленность. Принцип историзма в гуманитарном знании. Тема научного знания в истории философии: Фр. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант, И.Фихте, Г.В. Гегель. Фундаменталистские установки в философии Нового времени и их проявление – эмпиризм и рационализм. Предрассудки в науке и способы их преодоления: «очищение разума» (Фр. Бэкон), методологическое сомнение (Р. Декарт). Продолжение эмпирических традиций в концепциях Дж.Локка, Дж.С.Милля. О. Конт о месте науки в смене духовных эпох. Принципы онтологии классической науки: детерминизм, антителеологизм, механицизм. Принципы гносеологии в классической науке: однозначный характер научных законов, эмпирическая проверяемость и логическая доказательность научного знания. Принципы методологии классической науки: количественные методы исследования, эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод построения теории, критицизм. Рассмотрение общества как предмета научного исследования и формирование социологии в качестве самостоятельной науки. Вторая половина XIX века: резкое возрастание социальной базы науки, возникновение экспериментальной науки, усиление связи науки с производством, создание промышленного сектора науки.

Неклассический этап науки (конец XIX – начало XX веков). Кризис в основаниях классической науки: научные революции в математике, физике, социальных науках, создание теории относительности и квантовой механики. Онтология неклассической науки: релятивизм, индетерминизм, массовость, системность, структурность. Гносеология неклассической науки: гипотетичность, вероятностный характер научных законов и теорий, частичная эмпирическая и теоретическая верифицируемость научного знания. Методология неклассической науки: отсутствие универсального научного метода, плюрализм научных методов и средств, интуиция, творческий конструктивизм. Научно-техническая революция в середине 20 века: создание наукоемкой экономики, превращение науки в главный источник инноваций и решающую силу общественного прогресса. Обновление методологического арсенала гуманитарных наук: использование теоретических моделей, новые исследовательские техники, широкое использование статистических методов, компаративистика, междисциплинарный подход.

Постнеклассический этап развития науки (последняя треть ХХ века по настоящее время). Негативные последствия технократизма: реальные и возможные. Необходимость экологического и гуманитарного контроля над научно-техническим развитием. Биология, экология, глобалистика и науки и человеке как лидеры постнеклассического этапа. Преимущественный объект постнеклассической науки – сверхсложные системы, механические, физические, химические, экологические, социальные и другие. Постмодернистские образы гуманитарного знания: «лингвистический поворот» в гуманитарных и социально-экономических науках, контекстуальность рассмотрения, плюрализм подходов. Принципы онтология постнеклассической науки: системность, нелинейность, органицизм, эволюционизм. Телеологизм, финализм, антропологизм. Гносеология постнеклассической науки: проблемность, коллективность научно-познавательной деятельности, контекстуальность научного знания, полезность, экологическая и гуманистическая направленность научной информации. Методология постнеклассической науки: методологический плюрализм, конструктивизм, коммуника-тивность, консенсуальность, целостность, эффективность и целесообразность научных решений. Компьютерная, телекоммуникативная и биотехнологическая революция в науке. Высокие технологии – основа развития экономики развития общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: