Основной и текущий учет земель

В зависимости от задач, содержания и объема работ учет земель подразделяется на первичный (основной) и текущий (последующий). Они взаимосвязаны и представляют два этапа единого процесса.

Целью первичного (основного) учета является получение необходимых сведений о размерах, местоположении, качественном состоянии, распределении и использовании земельных участков и внесение этих данных в земельно-кадастровые документы.

Задачами первичного учета являются:

  • получение, систематизация и анализ всех имеющихся на учитываемую территорию планово-картографических материалов;
  • проведение съемок и обследований с целью получения необходимых первичных исходных земельно-учетных данных и плановых материалов;
  • определение размеров и качественного состояния отдельных видов и подвидов угодий на учитываемую территорию;
  • изготовление земельно-учетных плановых материалов;
  • внесение первичных записей в земельно-учетные текстовые документы;
  • определение состава и распределения земельного фонда по угодьям, категориям земель, землевладениям, административным единицам.

Получение данных для первичного учета земель, возлагается на предприятия по землеустройству системы земельной службы Российской Федерации, органы архитектуры и градостроительства, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Основной (первичный) учет может проводиться в пределах отдельных землепользовании, районов и более крупных единиц, включая территорию республики или страны в целом.

Основной земельный кадастр проводится периодически в следующих случаях:

1) при очередном заполнении вновь утвержденных земельно-кадастровых документов;

2) после повторных съемок, обследований земель;

3) после выполнения земельно-оценочных работ;

4) при организации новых и реорганизации существующих землевладений и землепользовании.

Таким образом, периодичность проведения основного учета земель не установлена и может различаться в зависимости от причин, вызвавших потребность в таком учете.

Первичный учет включает в себя следующие этапы:

· подготовительные работы,

· полевые работы,

· оформление результатов учета.

При подготовительных работах собирают, анализируют и систематизируют материалы и документы, содержащие сведения об общих площадях землевладений (землепользовании), составе угодий, качественном состоянии земель. Собранные материалы подлежат тщательному анализу и проверке полноты, достоверности и объективности. В необходимых случаях производится корректировка материалов или выполняются дополнительные работы для получения недостающей информации.

Полевые работы (съемки, обследования, корректировка плановых материалов) заключаются в установлении необходимых сведений на местности. После проведения полевых работ проводится анализ почв, оформление земельно-учетных материалов, вычисление и увязка площадей, составление плановых материалов.

Имеющиеся данные после их систематизации, рассмотрения и утверждения в установленном порядке принимаются в качестве исходных для внесения в земельно-кадастровые документы. Вносятся изменения в текстовые земельно-учетные документы. Составляется также земельно-кадастровая карта (карта землевладения, землепользования, административного района и т. д.).

В результате проведения основного учета земель получают всестороннюю характеристику размеров, распределения, состояния и использования земель; определяют общую площадь землевладения (землепользования), административной единицы, площади категорий земельного фонда, видов и подвидов угодий. Кроме этих данных получают характеристику качества земельных угодий.

Следовательно, основной земельный учет дает детальную информацию о состоянии земельного фонда. Наличие подробной характеристики состояния земельного фонда позволяет намечать мероприятия по наиболее правильному и рациональному использованию земель в дальнейшем.

Чтобы земельно-кадастровые данные соответствовали действительности, в них должны своевременно отражаться происходящие изменения. Этой необходимостью обуславливается ведение текущего, или последующего, земельного учета.

Текущий учет земель заключается в выявлении и внесении в земельно-кадастровые документы изменений, происшедших в использовании земель после проведения основного земельного учета.

Кроме того, в задачи текущего кадастра входят устранение ошибок в первоначальных записях и внесение дополнительных сведений в соответствии с новыми требованиями. Иначе говоря, текущий учет обеспечивает поддержание земельно-кадастровых данных на современном уровне. В текущем земельном учете отражаются только законные изменения, обусловленные использованием земель.

Незаконные увеличения землепользовании и другие изменения, выявленные при текущем земельном кадастре, но не оформленные в установленном порядке, в земельно-кадастровые документы не вносятся. Органы, осуществляющие государственный контроль за рациональным использованием земель, принимают меры по устранению указанных выше нарушений.

Текущий учет земель проводится в течение всего календарного года, а произошедшие изменения фиксируются ежегодно по состоянию на 1 января.

Изменения могут быть трех видов:

а) изменения в границах землевладения (землепользования) или административного образования, происходящие на основании решений соответствующих государственных органов;

б) изменения в границах отдельных угодий, произошедшие в результате их хозяйственного использования, мелиорации или перенесения проектов в натуру (перевод одних угодий в другие);

в) изменения качественного состояния земельных угодий, произошедшие в процессе человеческой деятельности или влияния природных факторов.

Основной и текущий учет представляют собой взаимосвязанные стадии. Основной учет создает основу для ведения текущего, определяет сферу его действия. Текущийобновляя и дополняя сведения основного, систематически поддерживает данные о земле на современном уровне. Поэтому текущий учет должен быть организован сразу же после окончания основного.

5. Понятие государственного мониторинга земель
и его виды

Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли РФ.

Составная часть государственного мониторинга земель - мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения (ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»).

Задачи мониторинга земель:

своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от территориального охвата мониторинг земель может быть:

федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользовании.

Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 202 «Вопросы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» установлено, что органами, в функции которых входят организация и осуществление мониторинга, являются органы названной службы.

Участие в мониторинге земель принимают и другие государственные органы России: Минприроды России, Минсельхозпрод России, Гидрометеорологическая служба, соответствующие органы субъектов РФ. Пользователи земель обязаны регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны представлять внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среды служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану. Сами органы, ведущие мониторинг, не принимают решений, обязывающих природопользователей совершать те или иные действия по устранению выявленных правонарушений. Такие решения принимают наделенные соответствующими полномочиями государственные органы, ведущие контроль за использованием земель и их охраной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: