Аргументы против тематических прецедентных проповедей

У тематических прецедентных проповедей всегда есть масса проблем.

1. «Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут выбирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням». Очень легко впасть в искушение неких богословских предпочтений. Если ты привык угождать своей пастве, т.е. всегда ориентироваться на её вкус, то со временем тебе будет очень легко проповедовать о том, что твоя паства хорошо принимает, хорошо слушает, и не проповедовать о том, что твоя паства принимает плохо, слушает плохо. Реальность говорит, что на западе пастора могут уволить, если он проповедует о грехе гомосексуализма. Попробуй, обличи женское священство. Тебя просто уволят. И здесь экспозиционная проповедь даже не поможет. Но, если ты говоришь тематически, всегда есть такая мыслишка «ну, не буду я этой темы касаться». Если ты проповедуешь экспозиционно, тебе волей неволей придётся коснуться этих тем, поскольку они есть с Писании.

2. Тематические прецедентные проповеди дают простор для колкости со стороны некоторых несознательных прихожан. Что я имею в виду? Даже если вы решились говорить на какую-то неудобоваримую тему, вас будут слушать с большим подозрением, потому что непонятно, с чего это, вдруг. Допустим, вы решили, что сёстры должны «одеваться потеплее» даже летом. Вы не законник, вы не регламентируете длину юбок, но написано ж «как прилично святым». Если вы вышли и ни с того ни с сего стали об этом проповедовать – это очень и очень странно звучит. Всегда слушатель подспудно напрягается: «А почему? Какая же сестра его достала? И т.д. Или вы говорите об обязанностях работодателей к своим подчинённым. Вы говорите фактически о том, как к вам какой-то всеми известный брат должен относиться. Вы не решились бы этого сделать. Вы бы никогда не взяли такую тему, потому что это бы выглядело бы нагло. Как будто вы намекаете на то, чтобы он вам зарплату поднял, используете кафедру, чтобы его как-то обличить и проч. Это всё неприятно даже.

3. Тематические прецедентные проповеди дают немалый простор для человеческой фантазии. Почему? Потому что, допустим, есть какая-то проблема. К примеру, онанизм у молодых людей. Вы подготовите тематическую проповедь на эту тему. Но тут всё будет зависеть от уровня ваших библейских знаний, от того, какие книжки вы читали. Ваша человеческая фантазия уведёт вас в дебри психоанализа Зигмунда Фрейда и ещё куда-нибудь. И скорее, только запутает ваших слушателей. Поэтому я не рекомендую тематические проповеди вообще никому.

У меня всегда вопрос. Вот даже кто-то взял какую-нибудь безопасную тему «Божья любовь». И я же знаю, что когда он готовился, ему симфония и поиск выдали тысячу текстов по этой теме. На основании чего он взял вот эти 3, 4 или 5 текстов, а 995 отверг? Почему? Неужели из тех 995 тексты были плохие? На каком основании он сделал вот это сравнение, чтобы взять именно эти? Мне всегда неуютно от этого. Почему это ты вот именно так решил? И я себе эти вопросы всегда задаю. «Мне Дух Святой подсказал!», - скажет кто-нибудь. А мне тоже Дух Святой сказал: «Почему ты вот этот текст не взял?» А мне кажется, что он лучше объясняет.

И кто-то может сказать, что это один из вариантов, это именно ты так считаешь, т.е. это не истина в последней инстанции. Ну, это вроде как у Павла. Здесь можно ответить, что не нужно путать, не следует сравнивать Павла и нас. Павел – богодухновенный автор. Павел не занимался дидаскалией, он занимался профитией. Пророку Бог говорит и хош-не-хош, передавай. А учитель – он не пророк. Нам, фактически, ведь Бог не говорит: «Возьми вот это, возьми вот так вот…» Конспект не спускается к нам с небес, грубо говоря.

А когда ты говоришь: «Ну, это всего лишь моё мнение», тогда ты роняешь авторитет церковной кафедры. Потому что на церковной кафедре твоё мнение – это дело третье. Ты должен возвещать Слово Божье. Кафедра не должна быть местом проповедования человеческих мнений. Она должна быть местом проповедования Божьей истины. Для того, чтобы уберечь себя от «своих» слов, чтобы минимизировать их, так сказать, для этого и нужна экспозиционная проповедь. Нужно, чтобы вся информация была взята из богодухновенного текста Библии.

Что делает тематический проповедник? Он вот этот скелет собирает сам. Челюсть у него от обезьяны, ребро от кошки, нога от собаки, вторая нога от слона. А что делает экспозитор? Он берёт текст, который уже богодухновенно как-то вот так расположен. Он берёт всё из одного текста. Все кости. И это будет совершенно другое дело.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: