Преимущества экспозиционной (разъяснительной) проповеди

Вопрос: параллельные места можно считать ногами кошки и собаки? Нет, если вы их приводите в качестве иллюстрации или в качестве какого-нибудь дополнительного аргумента. И, конечно, только при соблюдении ряда условий они не будут таковыми: при условии, что вы их не вырвали из контекста и при условии, что вы их верно истолковали. То есть вы проделали довольно серьёзную работу, прежде чем просто ляпнуть там: «А ещё об этом говорит апостол Павел вот в таком тексте».

Экспозиционная проповедь лучше всего соответствует библейской цели проповеди – передаче послания Бога. Собственно проповедь-дидаскалия, т.е. научение неким истинам – это и есть экспозиционная проповедь. Экспозиционная проповедь на новозаветнюю дидаскалию похожа больше всего. Потому что и текстуальная проповедь, и тематическая больше похожа на профитию. И где вот эта грань? Она очень тонкая. Сорваться в пропасть очень легко.

Экпозиционная проповедь способствует укреплению авторитета Слова Божьего. Люди устали от человеческих идей и мнений. Они не приносят пользы слушателям. Мы все знаем, какое многообразие методик сегодня предлагают разные неглупые люди. Проблема в том, что эти методики не работают. Они не универсальны. Если ты рассказал о своём опыте, не факт, что твой опыт сработает в моей жизни. А Слово Божье универсально в этом смысле. Мы можем быть уверенными (если мы, конечно, верующие, если мы христиане), что мы не постыдимся, если мы будем проповедовать Слово Божье. Никогда не получится так, что Слово Божье что-то говорит или что-то обещает (при условии, что мы правильно, конечно, истолковали Слово Божье), а оно, вдруг, раз и не случилось.

Экспозиционная проповедь воспитывает проповедника, как человека Писания. Это очень важно. «Проповедник – это человек одной книги» - так говорили деятели реформации. Это не значит, что он прочитал за всю жизнь одну книгу только. Но это значит, что его упование, его уверенность, его основание лежит в Библии. В современных проповедях, к сожалению, больше психологии, социологии и философии, чем Библии. И мы уже наслушались проповедей, которые исходят из опыта, из учения модных философов-психологов, из учебников по менеджменту и т.д. Я не знаю, как вы, но я, вот, например, несколько раз слышал проповедь о том, что надо любить себя. Этой дикой мысли в Библии найти невозможно. Но проповеди об этом звучат. Есть текст, но этот текст о том, что мы себя любим априори. И вот отталкиваясь от любви к себе нужно как-то выстраивать любовь к ближним. Библия наоборот говорит, что «в последние дни люди будут» … и первая характеристика «…самолюбивы». Это первая характеристика плохого человека. На самом деле это просто модная психологическая теория о поднятии самооценки. А она превратилась в идею для проповеди. И нет ничего гаже, чем эта теория.

Экспозиционная проповедь обеспечивает наивысший уровень библейских знаний для паствы. Это очень полезно. Если ваша паства будет знать содержание библейской книги от начала до конца. Пример для новообращённого, который читал только новый завет. И разобраться, что там, в какой последовательности было крайне тяжело. Если не сказать невозможно. Бабушки, которые слушают только тематические проповеди, они искренне могут выстроить примерно вот такую последовательность: сегодня слушала проповедь про Иосифа благословенного, одного из 12 патриархов, как он избежал объятий жены Потифара и за это его посадили в тюрьму. А завтра грянет Рождество и другой проповедник прочитает о том, что Иосиф – муж Марии и от неё родился Христос. И бабушка подумает, что Иосифу крупно повезло. Ещё вчера в тюрьме сидел, сегодня уже вышел из тюрьмы, женился на Марии и у них там Христос родился. И это, кстати, не такой уж и анекдот… Если б вы знали какая каша творится у наших прихожан, слушающих хаотичные, никак не связанные друг с другом проповеди; на разные темы по разным отрывкам. Каша. Даже интеллигентные люди.

Экспозиционная проповедь заставляет проповедника обращаться к трудным для понимания текстам. И это тоже не фунт изюма съесть. Не секрет, что если вы проповедуете бессистемно. За всю жизнь вы никогда не заставите себя истолковать сложные тексты. А следовательно ваши братья и сёстры никогда не узнают, что значит фраза Христа «где будет труп там соберутся орлы», потому что вы и сами никогда не решитесь засесть за этот текст. Никогда никто не узнает, что делают «крестящиеся для мёртвых». Никогда не поймут, каким «духам сошед проповедовал Христос», если вы сами поленитесь искать истину и отвечать на трудные вопросы. Когда же вы разъясняете Писание «стих за стихом», вы будете вынуждены изучить текст (вы дошли до этого текста). Вам придётся перекапывать толкования, вгрызаться в текст на языке оригинала, учить древнегреческий и иврит (во всяком случае, на уровне подстрочника). Исследовать текст до тех пор, пока сами точно не поймёте, о чём этот текст.

Экспозиционная проповедь позволяет охватывать широкие богословские темы. Вот в этом смысле экспозиционная проповедь лучше тематической проповеди и даже серии тематических проповедей. Потому что уже богодухновенный автор всё расположил именно так. То есть вы снимаете с себя ответственность. И если вас спросят: «А почему ты именно в такой последовательности проповедуешь?» «А это не я. Это Дух Святой апостолу Павлу велел вот так записать!»

Экспозиционная проповедь удерживает проповедника от любимых тем. Вы все знаете таких проповедников, которые всегда будут проповедовать о втором пришествии или о том, что надо платить десятину. Ну, есть у всех какие-нибудь свои коронные темы. Поэтому какой бы он текст Писания он не прочитал в самом начале своей проповеди, он всё равно будет проповедовать на свою любимую тему. Экспозиционная проповедь помогает этого избежать.

Экспозиционная проповедь лучше всего препятствует насаждению субъективных человеческих идей и мнений. Почему? Потому что все мысли (как основные, так и второстепенные) берутся из библейского текста. Да, конечно, иллюстрации, какие-то риторические приёмы

Текст: Еф.6:10-18 (Духовная борьба христианина)

1) Боевой дух христианина (10-14)

· Высокий (10)

· Неизменный (11-14)

2) Вооружение христианина (14-17)

· Оборонительного характера ()

· Наступательного характера ()

3) Молитва в жизни христианина ()

· Постоянная ()

· Заступническая ()

4) Главный источник укрепления Божьей силой и уверенности в победе – в Господе (10)

Текст: Пс.22

Тема: Удовлетворение верующего в Господе

Текст задаёт три главных пункта:

1) Господь руководит верующими

2) Господь заботится о верующих

3) Господь даёт надежду для верующего


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: