В раннем возрасте возникает еще одна важная сфера жизнедеятельности ребенка: его общение с другими детьми.
В младенческом возрасте, даже если ребенок растет среди сверстников (в яслях или в доме ребенка), он еще не общается с другими детьми. Хотя младенцы и проявляют своеобразный интерес и избирательное отношение друг к другу, эти младенческие контакты побуждаются в основном потребностями в новых впечатлениях и в активном функционировании. Другой ребенок скорее является для них интересным живым объектом, чем партнером по взаимодействию.
После 3 лет дети уже демонстрируют ярко выраженную потребность в общении со сверстником и специфические формы взаимодействия друг с другом. Периодом формирования этой важнейшей потребности является ранний возраст.
потребность в общении со взрослым у детей раннего возраста является значительно более острой, чем потребность в общении со сверстником.
анализ поведения детей при восприятии сверстника показал, что это не просто восприятие живого объекта, но взаимодействие, отвечающее всем критериям общения.
|
|
М. И. Лисина предложила 4 критерия, которые свидетельствуют о наличии потребности в общении:
Критерий потребности в общении (Лисина) | Проявление критериев (Галигузова) | |
2-ой год жизни | 3-й год жизни | |
1) внимание и интерес к другому человеку; | ориентировочно-исследовательские действия на появление сверстника | интерес и внимание к сверстнику — дети с интересом рассматривают друг друга и внимательно наблюдают за действиями другого ребенка. |
2) эмоциональ-ное отношение к другому человеку; | эмоциональные экспрессии. Адресованные сверстнику коммуникативные акты фрагментарны и бедны: - слабо выраженная улыбка | разнообразные эмоциональные экспрессии, которые сопровождают наблюдение за другим ребенком. |
3) стремление привлечь к себе внимание другого; | Воздействия не воспринимаются как выражение отношения или желания общаться и часто остаются без ответа. | значительное количество действий, направленных на привлечение к себе внимания сверстника: - выражение расположения к сверстнику, - демонстрация своих возможностей или игрушек, - жесты, вокализации. |
4) чувствительность к воздействиям другого человека. | учет отношения к себе других детей и проявление чувствительности к их воздействиям. |
В то же время не на всех этапах раннего возраста поведение детей отвечало этим критериям. Т.Е. на втором году жизни малыши реагировали на появление сверстника лишь и, соответствующими двум первым критериям, Только во взаимодействии детей третьего года жизни появились два последних критерия потребности в общении.