double arrow

Специфика общения детей раннего возраста


Наблюдение за взаимодействием детей в разных ситуациях позволило Л. Н. Галигузовой выделить четыре категории дей­ствий, отражающих отношение детей к сверстникам.

В первую из них входят действия, характеризующие отно­шение к сверстнику как к интересному объекту. Эти действия выражаются в рассматривании другого ребенка, в знакомстве с его внешностью: дети подходят поближе к сверстнику, рас­сматривают его одежду, лицо, фигуру, привлекают к нему вни­мание взрослого.

Подобные действия можно наблюдать и в кон­тактах со взрослым, и при знакомстве в новым предметом.

Во вторую категорию входят действия со сверстником как с игрушкой. Эти действия характеризует особая бесцеремонность инечувствительность к реакции сверстника. Дети дергают ро­весника за волосы, уши, хлопают его рукой по голове, тащат за руку или ногу, т. е. играют с ним, как с куклой. Ничего подобного по отношению квзрослому они никогда себе не позволяют.

В третью категорию входят действия, общие для поведения детей в отношении сверстника и взрослого:

· наблюдение за его дей­ствиями,

· подражания,

· взгляды вглаза,




· адресованные улыбки,

· де­монстрация своих возможностей,

· речевые обращения и пр.

Четвертая категория объединяет действия, специ­фичные только для контактов со сверстником. Их отличают чрезвычайно яркая эмоциональная окрашенность и раскован­ность детей, как позитивная, так и негативная.

В описанных четырех категориях можно выделить два ас­пекта отношения к другим людям — объектный и субъектный.

Субъектныедействия обращены другому и направлены на ответную реакцию, объектные, направлены на себя.

Внешним признаком различения этих аспектов могут служить взгляды в глаза сверстнику и эмоциональные проявления, ад­ресованные ему.

сокра­щении объектных и увеличении субъектных действий по отноше­нию к сверстнику.

На протяжении раннего возраста (от 1 года до 3 лет) соотно­шение этих видов действий в репертуаре детей существенно ме­няется:

- Значительно сокращается частота действий со сверстни­ком как с игрушкой (2-я категория).

- После 1,5 лет обращение ребенка со сверстником становится более деликатным и осто­рожным.

В 3 года подобные действия практически отсутствуют.

Частота действий 3-й категории, напротив, с возрастом увеличи­вается. Содержанием этих действий является наблюдение за иг­рой ровесника, подражание его действиям, сопровождаемое эмо­циями. В 3 года у детей появляется стремление вызвать ответную активность сверстника, попытка завязать общение. (Ранее эти проявления наблюдались только в отношении взрослого.)

Наиболее резким изменениям на протяжении раннего возра­ста подвергается 4-я категория действий. В них выражается отношение к ровеснику как к равному ребенку су­ществу. Особое место во взаимодействии детей занимает подра­жание друг другу. Дети как бы заражают друг друга общими движениями и через это чувствуют взаимную общность.



Наиболее благоприятной для детского взаимодействия оказыва­ется ситуация «чистого общения», т. е. когда дети находятся один на один друг с другом. Введение в ситуацию игрушки в этом воз­расте ослабляет интерес к сверстнику: дети манипулируют с пред­метами, не обращая внимания на сверстника, или же ссорятся из-за игрушки.

Участие взрослого также отвлекает детей друг от друга: они наперебой стремятся привлечь к себе внимание взрослого, при этом количество обращений к сверстнику значи­тельно сокращается.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоциональ­но-практическим взаимодействием. Такое взаи­модействие дает ребенку ощущение своего сходства с другим, равным ему существом. Это переживание своей общности с дру­гим человеком вызывает бурную радость. Общение ребенка со сверстниками, протекающее в свободной, нерегламентированной форме, создает оптимальные условия для осознания и позна­ния самого себя. Получая от сверстника ответную реакцию и поддержку в своих играх иза­теях, ребенок реализует свою самобытность и уникальность, что стимулирует самую непредсказуемую инициативность малыша.

СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ И КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ







Сейчас читают про: