Модуль 3. Психология

Программа государственного экзамена включает в себя учебные дисциплины психологического цикла: Психология самопознания, Общая психология, Возрастная психология, Педагогическая психология.

Психология самопознания. Самопознание и саморазвитие их значение в жизни человека. Самопознание как процесс: цели, мотивы, способы, результаты. Саморазвитие как: становление внутреннего мира человека; процесс и формы.

Общая психология. Психология как наука. История и этапы становления психологии как науки. Основные психологические теории и направления. Предмет, задачи и методы психологии. Зарождение и эволюция психики. Бессознательное, сознание и самосознание в структуре психики человека. Психологическая теория деятельности. Ощущение и восприятие. Память. Мышление, речь и воображение. Внимание. Эмоционально-волевая сфера. Темперамент. Характер. Способности. Психология личности. Понятие о человеке, антропологический и эволюционный подходы к его изучению. Формы взаимодействия человека с миром. Субъект, индивид, личность, индивидуальность.

Социально – психологические явления. Социализация, социальное поведение, социальное познание, социальные качества личности; социальная психология личности. Социальный интеллект и социальная компетентность. Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей. Виды и феномены взаимодействия, человек как субъект взаимодействия; общение и взаимодействие. Групповые феномены. Практическая социальная психология. Социальная психология в образовании.

Возрастная психология. Предмет, задачи и методы возрастной психологии. Проблемы и закономерности психического развития. Детерминанты развития. Социокультурная детерминация в развитии. Развитие социально – психологической компетентности в онтогенезе. Влияние образования на развитие. Здоровьесберегающая среда как фактор развития человека. Созревание и развитие. Понятие возраста. Периодизации психического развития человека. Психологические особенности периода детства (новорожденность, младенчество, дошкольное детство, младший школьник). Психологические особенности подросткового возраста. Психологические особенности юношеского возраста. Психологические особенности периода взросления и зрелости. Психологические особенности пожилого и старческого возрастов. Психологическое консультирование родителей с учетом возрастных особенностей развития. Психологическое сопровождение развития человека.

Педагогическая психология. Введение в педагогическую психологию. Предмет, задачи и методы педагогической психологии. Психология педагогической деятельности. Педагогическая деятельность: психологические особенности, структура, механизмы. Проблемы профессионально-психологической компетенции и профессионально-личностного роста.

Педагог как субъект педагогической деятельности. Психология личности учителя. Педагогическое общение: понятие, структура, функции, стили. Личностные качества, определяющие эффективность педагогического общения. Барьеры и трудности педагогического общения и пути их разрешения. Психология обучения. Проблема соотношения обучения и развития. Теоретические основы развивающего обучения. Концепции развивающего обучения Л.В.Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина.

Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Психологические причины школьной неуспеваемости. Психологическая готовность к обучению. Психология учебной деятельности. Понятие учебной деятельности. Психологическая сущность и структура учебной деятельности. Мотивация учения. Психология воспитания. Психологическая сущность воспитания, его критерии. Внутренние факторы развития личности: самовоспитание, самообразование, самообучение. Отклоняющееся поведение школьников: причины, классификации, характеристики, диагностика, профилактика и пути. Психологическое сопровождение внедрения ФГОС в образовании.Портрет выпускника средней школы: личностные, предметные, метапредметные компоненты. Организация психологического сопровождения в образовательных учреждениях. Психологическая помощь и поддержка субъектов образовательного пространства при внедрении инновационных форм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: