Сопряжение функций и интересов поставщика и покупателя в логистике распределения

В процессе распределения товарно-материальных ценностей непременно существуют две стороны: поставщик и покупатель, каждая из которых преследует свои цели. И поставщика, и покупателя интересует ключевой вопрос права собственности на товар и вытекающих отсюда последствий. Кроме того, важным является определение лица, ответственного за перевозку, страхование и т. д. в каждый конкретный момент времени. Понятно, что поставщик действует в поле распределительной логистики, а покупатель осуществляет снабженческие операции исходя из принципов логистики закупок, но оба имеют дело с одним и тем же материальным потоком. Права и обязанности, связанные с материальным потоком и получением прав на него, оговариваются в договоре купли-продажи.

Международной торговой палатой разработана стандартная система базисных условий поставки товаров — Инкотермс. В данной системе базисные условия поставки сгруппированы в четыре категории на основании:

А. момента перехода риска потери и повреждения от продавца к покупателю;

Б. момента, до которого расходы по транспортировке несет продавец, а после прохождения которого — покупатель.

Первая группа включает только один термин — EXW (ex works). Наличие данного термина в договоре купли-продажи означает, что продавец несет минимальные риски потерь и минимальные издержки по транспортировке, поскольку он предоставляет товар на своей территории (т. е. складе завода).

Вторая группа F вбирает в себя три термина:

FCA — франко-перевозчик;

FAS — франко-вдоль борта судна;

FOB — франко-борт.

При содержании в договоре условий «франко-перевозчик» и «франко-борт» продавец оплачивает все издержки, которые связаны с товаром до момента завершения погрузки, а покупатель берет на себя оплату основной транспортировки. Термин «франко-борт» применяется при перевозках на морском и речном транспорте, а «франко-перевозчик» — при доставке продукции любым видом транспорта.

Если применяется термин «франко-вдоль борта судна», то продавец не оплачивает погрузку.

Общим для условий, входящих во вторую группу, является то, что риск потерь и повреждений переходит от продавца к покупателю в месте передачи товара.

В третью группу входят четыре термина:

CFR — стоимость и фрахт;

CIF — стоимость, страхование и фрахт;

CPT — перевозка оплачена до...;

CIP — перевозка и страхование оплачены до....

При применении терминов CFR и CIF речь идет о морских и речных перевозках, в остальных — о транспортировке на любых видах транспорта.

В случае применения этих терминов продавец оплачивает основную транспортировку, риск потерь и повреждений товара переходит к покупателю в месте погрузки.

Четвертая группа — самая представительная и содержит пять терминов:

DAF — поставка до границы;

DES — поставка с судна;

DEQ — поставка с причала;

DDP — поставка с уплатой пошлины;

DDU — поставка без уплаты пошлины.

Первый термин означает, что переход рисков и распределение расходов между продавцом и покупателем происходит в оговоренном месте.

При использовании остальных терминов этой группы поставка осуществляется продавцом в место назначения, он несет на себе риск потерь и повреждений на всем пути следования товара. Термины DES и DEQ используются при морских и речных перевозках. Отличие

между ними заключается в том, что в первом случае продавец не оплачивает выгрузку, во втором — оплачивает. Остальные термины используются при перевозках на любом виде транспорта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: