Теоретические основы распределения в коммерческой логистике

Распределение

Понятие распределения в связи с коммерческой деятельностью, включая сбыт, традиционно имеет два смысловых значения:

1) согласованное или систематическое размещение и доставка товаров;

2) весь комплекс операций, осуществляемых в целях предоставления товаров и услуг в распоряжение потребителей.

Категория «распределения» среди зарубежных логистов получила широкое распространение в конце 50-х—60-х гг. прошлого столетия, т. е. в период, когда дефицит товаров сменился их избытком.

Тогда распределение часто понималось как синоним маркетинга, что нередко приводило к терминологической путанице. Границы распределения в отечественной экономической науке впервые очертила М. Б. Залманова, предложив под распределением понимать упаковку продукции; экспедирование; управление сбытом; хранение на складе готовой продукции поставщика; складское хозяйство для готовой продукции; транспортировку до склада — транспортное хозяйство для перевозок готовой продукции.

В связи с этим к функциям распределения относятся:

· определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;

· накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;

· установление хозяйственных связей по поставкам товаров и оказание услуг потребителям;

· выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли.

Исходя из вышеперечисленного, вполне допустимо говорить о коммерческом, канальном и физическом распределении.

Коммерческое распределение охватывает преимущественно функции планирования, анализа, контроля и регулирования сбыта, т. е. управление сбытовой деятельностью.

Канальное распределение емко раскрывает Ф. Котлер, формулируя категорию канала распределения как совокупности фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.

Под физическим распределением понимаются функции хранения, транспортировки, складирования, переработки и т. п. То есть деятельность по планированию, претворению в жизнь и контролю за физическим перемещением материалов и готовых изделий от места их происхождения к местам использования с удовлетворением нужд потребителей и с выгодой для себя.

Если под логистикой понимать науку об управлении экономическими потоковыми системами, а под распределением — совокупность коммерческого канального физического распределения готовой продукции и услуг, то распределительная логистика — это процесс управления коммерчёским, канальным и физическим распределением продукции и услуг с целью удовлетворения спроса потребителей и извлечения прибыли.

Распределительная логистика строится на следующих логистических принципах:

1. координация всех процессов товародвижения, начиная от финишных операций товаропроизводителя и заканчивая сервисом потребителя;

2. интеграция всех функций управления процессами распределения готовой продукции и услуг, начиная с определения целей и заканчивая контролем;

3. адаптация коммерческого, канального и физического распределения к постоянно меняющимся требованиям рынка и в первую очередь к запросам покупателей;

4. системность как управление распределением в его целостности и взаимозависимости всех элементов сбытовой деятельности;

5. комплексность, т. е. решение всей совокупности проблем, связанных с удовлетворением платежеспособного спроса покупателей;

6. оптимальность - как в соотношении частей системы, так и в режиме ее функционирования;

7. рациональность - как в организационной структуре, так и в организации управления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: