Студент в период прохождения преддипломной практики должен собрать статистический материал, сделать необходимые выписки из служебной документации предприятия, ознакомиться с информацией по теме дипломного проекта, собрать и подготовить графический материал.
Дипломнику рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности фирм, организаций и предприятий, что представляется необходимым для
объективного анализа и оценки деятельности объекта исследования. Необходимо изучить инструкции, методические указания, норма-
тивные документы, постановления, действующие в настоящее время и регламентирующие работу фирм, организаций и предприятий.
На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки дипломного проекта, оформить отчет по практике.
Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза.
|
|
Примерный тематический план преддипломной практики.
1. Общая характеристика предприятия:
- цели и задачи предприятия, масштаб деятельности, миссия;
- система снабжения и сбыта;
- географическое положение, климатические и природные условия предприятия;
- степень механизации и автоматизации производства и процессов управления;
- организационная структура производства;
- производственная структура предприятия (технологический аспект);
- стратегия и тактика управления предприятием;
- уровень организационной культуры.
2. Организационная структура управления:
- характер организационных отношений между структурными подразделениями;
- компоненты организационной структуры: линейные подразделения (управление основным производством), функциональные струк-турные подразделения (совещательные функции и функциональные полномочия), обеспечивающие структурные подразделения;
- методы, применяемые на предприятии для совершенствования и поощрения организационных структур управления на каждом уровне;
- структура и функции аппарата управления предприятия;
- регламентация деятельности структурных подразделений, их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделе-ниями.
3. Управление производством:
- производственные функции предприятия;
- планирование и контроль выпуска продукции;
- нормирования труда и управления запасами;
|
|
- управления производством на уровне высшего руководства, ру-ководителей среднего и низшего звена;
- правовое обеспечение производства.
4. Управление персоналом:
- профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров;
- процесс подбора кадров руководителей и специалистов;
- система материального и морального стимулирования;
- функции управленческого персонала;
- требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;
- система работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.).
5. Информационная система управления:
- массивы информации;
- коммуникации между уровнями управления и подразделениями;
- коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой;
- информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);
- документооборот предприятия, организация делопроизводства.
6. Экономические службы и финансовое состояние предприятия:
- структура и содержание деятельности экономических служб;
- система цен на продукцию и методика их формирования;
- оценка финансового состояния, выявление основных финансовых проблем;
- механизм формирования, распределения и использования прибыли, а также резервы увеличения прибыли и рентабельности.
7. Управление маркетингом:
- система организации службы маркетинга;
- товарная политика и управление качеством товара;
- инновационная политика;
- система товародвижения и сбыта;
- система продвижения товара на рынке;
- коммуникационная политика;
- ценовая политика и конкуренция.
По усмотрению руководителя практики от вуза вместо некоторыхразделов тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые связаны с выбранной темой дипломного проекта.
Для формирования качественной эмпирической базы будущего дипломного проекта целесообразно представленные данные приводить в динамике не менее чем за 3 календарных года.
Тема преддипломной практики должна соответствовать теме дипломного проекта, но не дублировать ее. Если в теме ДП следует сделать акцент на проекте, то в теме практики – на предмете или процессе исследования1.