Дипломный проект − самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломного проекта:
̶ Введение.
̶ Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы.
̶ Глава 2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии.
̶ Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии2.
̶ Заключение.
̶ Библиографический список.
̶ Приложения.
Общий объем основной части (без приложений) – не менее 70, не более 100 страниц машинописного текста.
Приведем краткое содержание составных частей дипломного проекта. Введение (объём до10%) −это вступительная часть дипломного
проекта. Необходимые элементы изложены в таблице 2.
| Таблица 2 | ||||||
| Содержание введения дипломного проекта | ||||||
| № | Элемент | Краткая характеристика | ||||
| Основные | Кто, когда, в каком аспекте рассматривал вопрос, в связи с чем | |||||
| тенденции | произошла эволюция исследований. | |||||
| 1. | развития | и | ||||
| изучения | ||||||
| проблематики | ||||||
| Современное | В каком состоянии находятся исследования в настоящее время, какие | |||||
| 2. | состояние | отечественные и зарубежные школы и ученые занимаются данными | ||||
| вопроса | вопросами, каковы принципиальные отличия. | |||||
| 3. | Теоретическая | Обосновать, | почему рассматриваемая тема | имеет теоретическую и | ||
| актуальность | методологическую актуальность в современных условиях. | |||||
| 4. | Практическая | Обосновать | актуальность для конкретной | организации − базы | ||
| актуальность | дипломного проектирования, т.е. указать специфику деятельности и круг нерешенных проблем. | |||||
2 Названия глав совершенно условные и в таком виде не могут быть использованы. В каждой работе формулировки адаптируются к теме.
| Цель − это, как правило, конечный результат всей работы, т.е. проект | |||
| совершенствования чего-либо. Целесообразно также указать прямые и | |||
| косвенные следствия внедрения проекта (рост прибыли, повышение | |||
| 5. | Цель | конкурентоспособности и т.п.). В ряде случаев возможно в качестве цели | |
| указывать процесс − разработка, проектирование, исследование, | |||
| внедрение и т.п. Формулировка цели не может совпадать с | |||
| формулировкой темы или задачи. | |||
| 6. | Задачи | Задачи в целом повторяют пункты плана, т.е. каждый 1-2 параграфа | |
| работы − одна задача. Общее количество задач – не менее 3. | |||
| 7. | Объект | Полное наименование предприятия. | |
| 8. | Предмет | Анализируемый процесс, система, подсистема и т.п. | |
| 9. | Эмпирическая | Источники и виды информационных ресурсов, используемых в ДП, | |
| база | поставщики информации, время получения. | ||
| Как получена информация (работа с какими документами, интервью с | |||
| Методы | какими специалистами, опрос каких респондентов и экспертов); методы | ||
| 10. | исследования | обработки и анализа (описание, сравнение, группировка, сводка, | |
| и анализа | горизонтальный, вертикальный, коэффициентный, ФСА, АВС, XYZ, | ||
| корреляционный и др.). | |||
| Источники | нормативно-правовая документация, фамилии инициалы авторов, чьи | ||
| 11. | труды (монография, учебная, методическая, периодическая литературы) | ||
| информации | |||
| в работе использованы наиболее часто | |||
| Содержание | Описание структуры и краткое содержание работы, т.е. сколько глав, | ||
| 12. | параграфов, приложений, таблиц и рисунков, что содержится в каждой | ||
| работы | |||
| главе, а также во введении и заключении. | |||
Приведем примерные формулировки цели и задач ДП.
Формулировка цели должна отражать основную идею выполнения ВКР. При этом в цели должны быть отражена теоретическая и эмпирическая база исследования. Например: на основе изучения теоретико-методологических аспектов повышения конкурентоспособности и исследования конкурентной позиции ООО «Семь морей» разработать рекомендации по повышению его конкурентных преимуществ.
Как было отмечено выше, задачи ВКР формулируются исходя из цели и в соответствии с содержанием. Например:
Задачи данной выпускной квалификационной работы сформулированы исходя из выше поставленной цели и заключаются в следующем:
1. Изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность организации.
2. Проанализировать зарубежный опыт повышения конкурентоспособности.
3. Выявить особенности формирования конкурентных преимуществ в туристическом бизнесе.
4. Проанализировать деятельность ООО «Семь морей».
5. Оценить конкурентное положение ООО «Семь морей».
6. Разработать рекомендации по повышению конкурентных преимуществ ООО «Семь морей».
7. Оценить социально-экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения проблемы (объём до30%общего объема ДП;как правило, 3параграфа).Характеристика элементов теоретической главы приведена в таблице 3.
Таблица 3
Содержание теоретической главы дипломного проекта
| № | Элемент | Краткая характеристика | |||||||
| 1. | Обзор литературы по теме | Назвать отечественных и зарубежных авторов, их | |||||||
| важнейшие работы, ключевые положения. | |||||||||
| Привести | наиболее | распространенные | |||||||
| 2. | Приведение | разных | точек | определения рассматриваемых | в | ДП категорий | |||
| зрения на проблематику | (обязательна ссылка на источник), объяснить | ||||||||
| принципиальные отличия и сходство между ними. | |||||||||
| Оценка | степени | изученности | Степень глубины проведенных исследований, в | ||||||
| 3. | какой мере результаты исследований применимы | ||||||||
| проблемы | |||||||||
| в современных условиях или для данной отрасли. | |||||||||
| Как правило, в ДП студент должен выбрать одну | |||||||||
| 4. | Своя точка зрения | из существующих концепций | с | обоснованием | |||||
| своего выбора. Однако, вполне возможно | |||||||||
| использование собственного подхода. | |||||||||
| Методы | повышения | Существующие в теории и на практике методы, | |||||||
| эффективности | |||||||||
| 5. | применяемые в прошлом и в современных | ||||||||
| рассматриваемой | подсистемы | ||||||||
| организациях. | |||||||||
| управления | |||||||||
| Особенности | и | проблемы | Определить, в какой мере современные | ||||||
| эффективные методы управления внедряются в | |||||||||
| внедрения | эффективных | ||||||||
| практику | отечественных организаций, каковы | ||||||||
| 6. | методов | управления | в | ||||||
| особенности применения этих методов, каковы | |||||||||
| отечественных | условиях | или | |||||||
| наиболее существенные сдерживающие факторы, | |||||||||
| конкретных отраслях | |||||||||
| каковы методы преодоления этих факторов. | |||||||||
Глава 2. Анализ изучаемой проблемы на предприятии (объём до
30% общего объема ДП; 3-4 параграфа). При подготовке данной главы
следует максимально использовать результаты преддипломной практики, изложенные в отчете.
В данной главе должны быть представлены результаты анализа исследуемой проблемы с учетом отечественного и зарубежного опыта, что является базой для разработки конкретных предложений. Качество проведенного исследования определяет обоснованность предлагаемых студентом мероприятий.
Характеристика элементов аналитической главы приведена в таб.4
| Таблица 4 | |||||||||||||||||||
| Содержание аналитической главы дипломного проекта | |||||||||||||||||||
| № | Элемент | Краткая характеристика | |||||||||||||||||
| Организационно- | Отрасль, размер, персонал, основные финансовые | ||||||||||||||||||
| 1. | экономическая | показатели, | оргструктура | управления, | управление | ||||||||||||||
| характеристика | производством, информационная система, маркетинг и др. | ||||||||||||||||||
| предприятия | (см. содержание преддипломной практики). | ||||||||||||||||||
| Выделить наиболее важные проблемы во внутренней и/или | |||||||||||||||||||
| 2. | Констатация | проблем, | внешней | среде, | с | которыми | сталкивается | предприятие. | |||||||||||
| нерешенных задач | Обосновать, в какой степени данные проблемы снижают | ||||||||||||||||||
| социально-экономическую эффективность производства. | |||||||||||||||||||
| Описание программы | Цели, задачи, объект, методы, определение временного | ||||||||||||||||||
| 3. | эмпирического | периода, обоснование выборки, источники информации, | |||||||||||||||||
| исследования | регистрируемые признаки, используемые показатели. | ||||||||||||||||||
| Идентификация | Представление | результатов | исследования | – | привести | ||||||||||||||
| основные | показатели | и | при | необходимости | определить | ||||||||||||||
| 4. | показателей | и | |||||||||||||||||
| методику | их | расчета. | Оценка | динамики | показателей (не | ||||||||||||||
| алгоритмов их расчета | |||||||||||||||||||
| менее 3 лет), выявление тренда. | |||||||||||||||||||
| Установление | Обоснование | базы | сравнения, | в | качестве | которой | может | ||||||||||||
| технически | и/или | ||||||||||||||||||
| 5. | быть использован: | прошлый | период, | научно | и/или | ||||||||||||||
| научно | обоснованных | ||||||||||||||||||
| технически обоснованная норма, плановое задание. | |||||||||||||||||||
| норм, планов | |||||||||||||||||||
| Оценка | отклонений | Расчет отклонений факта от нормы. Целесообразно | |||||||||||||||||
| 6. | фактических значений | использовать | все | три | метода | сравнения. | Необходимо | ||||||||||||
| от | нормативных | констатировать | существенные | и | несущественные | ||||||||||||||
| (рекомендуемых) | отклонения. | ||||||||||||||||||
| Выявление и характеристика внешних и внутренних | |||||||||||||||||||
| Оценка | факторов | факторов, | определяющих | значение | показателей. | ||||||||||||||
| 7. | (причин), вызвавших | Необходимо сгруппировать факторы по степени | |||||||||||||||||
| отклонения и тренд | значимости, по уровням управления, по возможностям | ||||||||||||||||||
| воздействия и т.д. | |||||||||||||||||||
| 8. | Комплексная итоговая | Сильные, слабые стороны, возможности, угрозы, резервы, | |||||||||||||||||
| оценка | предприятия | степень влияния | на | эффективность работы | организации | ||||||||||||||
| или | подсистемы | (своего рода «диагноз»). | |||||||||||||||||
| управления | |||||||||||||||||||
| Обоснование | Кратко указать, какие решения необходимо принять, каковы | ||||||||||||||||||
| 9. | следствия их непринятия, какие именно проблемы | ||||||||||||||||||
| необходимых решений | |||||||||||||||||||
| предполагается решить. | |||||||||||||||||||
При подготовке аналитической главы рекомендуется, чтобы анализируемый период охватывал три смежных календарных года. Динамику показателей следует анализировать по данным за ряд лет, используя наряду с абсолютными и относительные показатели, чтобы исключить влияние инфляции.
Исходными материалами для анализа могут быть планы работы организаций (предприятий), годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация, изученная студентом во время прохождения практики.
Глава 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы на предприятии (объём до30%общего объема ДП;3-4 параграфа). Характеристика элементов проектной главы приведена в таблице 5.
Таблица 5
Содержание проектной главы дипломного проекта
| № | Элемент | Краткая характеристика | ||||||||
| Характеристика | ||||||||||
| 1. | предлагаемого | Общее описание проекта в целом – резюме. | ||||||||
| проекта | ||||||||||
| Сравнение | основного | Целесообразно указать другие возможные пути решения | ||||||||
| 2. | проекта | с | проблемы и обосновать выбор своего проекта. | Допустимо | ||||||
| альтернативным | указание на опыт других аналогичных организаций | |||||||||
| ̶ ресурсы, затраты; | ||||||||||
| ̶ правовое, | нормативное, информационное, кадровое | |||||||||
| обеспечение; | ||||||||||
| 3. | Механизм внедрения | ̶ алгоритм внедрения; | ||||||||
| ̶ сроки окупаемости, | продолжительность | жизненного | ||||||||
| цикла; | ||||||||||
| ̶ система контроля, ответственность; | ||||||||||
| ̶ планируемый результат. | ||||||||||
| Правовое обеспечение | Перечень использованной законодательной базы по теме | |||||||||
| 4. | дипломного | проекта, | обоснование соответствующих | |||||||
| проекта | ||||||||||
| рекомендаций, составление нормативной документации. | ||||||||||
| Информационное | Перечень используемого соответствующего программного | |||||||||
| 5. | обеспечения для расчета тех или иных показателей, для | |||||||||
| обеспечение проекта | ||||||||||
| разработки и реализации проекта. | ||||||||||
| оценка затрат и результатов (доходы – расходы); | ||||||||||
| степень достижения поставленных целей; | ||||||||||
| степень использования возможностей внешней среды; | ||||||||||
| Экономическое | степень удовлетворения запросов потребителей; | |||||||||
| 6. | сравнительная оценка деятельности конкурентов; | |||||||||
| обоснование | ||||||||||
| эффективность управленческих решений; | ||||||||||
| эффективность организационной структуры; | ||||||||||
| комплексная | оценка | эффективности | финансово- | |||||||
| хозяйственной деятельности. | ||||||||||
После каждой главы ДП следует сформулировать краткие выводы, что позволит подвести своеобразный итог каждого этапа ВКР. При этом следует понимать, что выводы являются следствием выполненного анализа, исследования и не должны строиться исключительно на эмпирической основе и быть доказательными.
Заключение –основные выводы по теоретической,аналитической ипроектной частям. В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5-10 % от общего объема ДП.
Библиографический список. Общее количество использованныхисточников – не менее 30. При этом использованные источники необходимо сгруппировать по главам и видам следующим образом:
- законодательно-нормативные акты;
- монографии и учебная литература;
- периодические издания;
- внутренняя документация предприятия;
- Интернет-ресурсы.
Приложения должны содержать только те таблицы и рисунки,которые фактически необходимы для раскрытия темы. На каждое приложение обязательно должна быть ссылка в тексте ДП. Не следует злоупотреблять включением в работу слишком больших материалов, полученных без обработки на предприятии. Большое количество приложений свидетельствует о неумении студента систематизировать и анализировать информацию.






