Промышленный транспорт

К промышленному транспорту относится комплекс сооружений и технических средств транспорта, обеспечивающих в нетранспортных организациях внутренние и внешние перевозки грузов, а также погрузочно-разгрузочные операции, для обслуживания производственных процессов, перемещения топлива, сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. К промышленному относят транспорт, обслуживающий карьеры, угольные шахты и разрезы, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, объекты строительства и торговли, учреждения и организации внутри этих предприятий.

Комплекс промышленного транспорта включает около 13 тысяч организаций. В нем используется 62 тыс. км.железнодорожных путей широкой и свыше 15 тыс.км. узкой колеи, свыше 13 тысяч электровозов и тепловозов, более 180 тыс. грузовых вагонов, 250 вагоноопрокидывателей, около 90 тысяч грузоподъемных кранов различных типов, свыше 125 тысяч автомобилей различных типов, в том числе около 15 тысяч грузоподъемностью свыше 20т, более 10 тысяч установок конвейерного, трубопроводного, подвесного транспорта.

Наряду с выполнением технологических внутризаводских перевозок, важнейшей функцией промышленного транспорта является обеспечение связи промышленности с магистральными транспортными коммуникациями.

Промышленный транспорт необщего пользования относится к ведомственному и является, частью инфраструктуры предприятия, так как обслуживает технологический произ­водственный процесс. По функциональному назначению он подразделяется на внутрипроизводственный, обеспечивающий технологию производства и осуществляющий перевозки внутрицеховые и внутризаводские, и внешний, осуществляющий доставку сырья, топлива, оборудования и других грузов и вывоз готовой продукции для передачи на магистральный транспорт.

В комплекс промышленного транспорта входят все виды транспорта периодического (прерывного) действия (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, лифты) и непре­рывного действия (конвейеры, трубопроводы, канатно-подвесные и монорельсовые дороги, пневмо-и гидротранспорт).

В промышленном транспорте с учетом перегрузочных работ занято около 12% численности работников сферы материального производства. Из 7 млн. чел., занятых в промышленном транс­порте, примерно 4 млн. чел. используются на перегрузочных работах. Наибольшее число работников промышленного транспорта занято в угольной (40%), лесной (55%) промышленности, в металлургии (20—30%). Предприятия этих отраслей имеют разветвленную сеть железнодорожных подъездных путей, собственный локомотивный и вагонный парк, ремонтный сервис, парк специализированных автомобилей для работы в особых условиях эксплуатации, различные виды непрерывного транспорта. Авиационные и автомобильные заводы располагают часто собственным парком самолетов для доставки комплектующих от предприятий-смежников; рыбоперерабатывающие предприятия имеют морские суда.

Объем перевозок грузов промышленным транспортом примерно в 4 раза превышает этот показатель на транспорте общего пользования, но его грузооборот в несколько раз меньше, так как средние расстояния перевозки незначительны (88% перевозок совершается на расстояние 1—5 км). Большая часть перевозок осуществляется с низкими скоростями (5—10 км/ч), скорость конвейера 1— 5 м/с.

Расходы на перевозку промышленным транспортом в среднем выше, чем магистральным. Себестоимость транспортировки массовых навалочных грузов специальными видами транспорта в 2—3 раза ниже, а производительность труда в 3—5 раз выше по сравнению с автомобильным.

Городской и пригородный транспорт

Городской пассажирский транспорт общего пользования обеспечивает основную часть трудовых поездок населения и является важнейшей составной частью городской инфраструктуры.

Городской и пригородный пассажирский транспорт представляет собой транспортную систему, которая объединяет различные виды транспорта, осуществляющие перевозку населения и грузов на территории города и ближайшей пригородной зоне, а также выполняющие работу по благоустройству города. Городская транспортная система является частью многоотраслевого городского хозяйства и включает в себя: транспортные средства (подвижной состав), путевые устройства (рельсовые пути, тоннели, эстакады, мосты, путепроводы, станции, стоянки); пристани и лодочные станции, устройства электроснабжения, ремонтные мастерские и заводы, депо, гаражи, станции технического обслуживания, пункты проката автомобилей, линейные устройства связи, диспетчерского управления транспортом. В транспортную систему входят также велосипед, для которого в цивилизованных странах выделяется специальная велосипедная дорожка на тротуарах.

Городская транспортная система состоит из традиционных, нетрадиционных и специфических видов транспорта.

Электрифицированные железные дороги используются для связи пригорода с городской зоной. Они функционируют в зоне 100-200 км более 100 городов России. Метрополитен строится в городах с населением более 1 млн. человек. В России метро функционирует в 7 городах.

Трамвай как основной вид транспорта используется в городах с населением более 500 тыс. чел., при стабильном пассажиропотоке более 9 тыс. пассажиров в час. В России трамвай функционирует в 67 городах.

Троллейбус применяется в городах с населением свыше 300 тыс. жителей и пассажиропотоком 6-9 тыс. пассажиров /ч. При отсутствии основных видов транспорта может быть основным, в остальных случаях – подвозящим. Функционирует в 89 городах.

Автобус для городов с населением до 250 тыс. жителей является основным, а в некоторых городах - единственным видом транспорта. Автобусное обслуживание имеется практически во всех городах и населенных пунктах России и является основным средством связи между городом и селом. На его долю приходится основной пассажиропоток в пригородных зонах. Автобусным транспортом обслуживается 1274 города и поселка городского типа, а также 79935 населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Всего действует 9909 городских и 15766 пригородных автобусных маршрутов. Маршрутное такси является разновидностью автобусного сообщения.

Монорельсовый транспорт целесообразен для связи крупных жилых районов с отдаленными от них промышленными зонами, для связи с пригородом, аэропортами, зонами отдыха, городами спутниками. В застроенных частях города он не целесообразен из-за громадных опор, шума и вибрации.

Фуникулеры и канатные подвесные дороги применяются в городах с гористой местностью для связи районов города друг с другом, с зонами отдыха и спортивными комплексами. Такой вид транспорта распространен в городах Кавказа (Тбилиси Ереван) Швейцарии, Австрии. Провозная способность фуникулеров и канатных дорог невелика но они удобны и являются вспомогательным транспортом локального значения.

Водный транспорт в связи с сезонностью играет небольшую роль в перевозках городских пассажиров и используется в основном как прогулочный для связи города с зонами отдыха.

Движущийся тротуар – это устройство для перемещения пешеходов, представляющее собой, как правило, ленту или тяговую цепь с пластинами. Он является альтернативным видом транспорта в центральных деловых районах города, где массовый транспорт запрещен, а человек вынужден передвигаться на значительные расстояния до 4 км. Применяется также на локальных территориях, например в зоне аэропорта, на пересадочных станциях метрополитена, в крупных торговых центрах, выставочных комплексах и т.д.

Воздушный транспорт имеет для городского сообщения ограниченное значение и служит в основном для связи центральных районов города с аэродромами и местами работы, расположенными на большом удалении от города.

Велосипед.

Городской электрический транспорт функционирует в 116 городах (в том числе трамвайный в 67, троллейбусный 89, метро в 6 городах). Перевозка осуществляется на 1626 маршрутах. На конец 2002 года протяженность трамвайных путей составила 6453 км, троллейбусных линий 10160 км, путей метрополитена 412 км.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: