Конституционная юстиция как гарантия российской законности

Понятие законности тесно связано с концепцией правового государства, каковым провозглашена Россия с принятием Конституции 1993 года. Правовое государство - как определенная философско-правовая теория и соответствующая практика организации политической власти и обеспечения прав и свобод человека - является одним из достижений человеческой цивилизации. Эта концепция в советский период отвергалась как буржуазная и лишь начиная с конца 80-х годов теория правового государства начинает превращаться в доминирующую39. Основные положения названной теории были разработаны в период буржуазных революций, когда происходило преобразование традиционных государств в современные (конституционные). Тогда же и было дано понятие правового государства, то есть государства, которое в своей деятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного административного вмешательства со стороны государства в саморегулирующееся гражданское общество. Такими гарантиями, которые одновременно являются признаками правового государства, являются, во-первых, разделение властей, а во-вторых, подчинение государства праву, что есть диктатура законности.

При этом из принципа разделения властей вытекает ещё одна гарантия правового государства, а именно, обязательное наличие специализированного органа конституционного контроля - Конституционного Суда, Конституционного Совета, Конституционного трибунала. Или можно предоставить функции конституционного контроля высшей судебной инстанции, как это практикуется в странах американской системы. В современном мире ни одно государство, провозглашающее себя правовым, не может не создать в своих государственных структурах соответствующий орган конституционного контроля (надзора). Фактически этот орган обеспечивает принцип подчинения государства праву, поскольку важной составляющей его компетенции является полномочие по проверке на соответствие Конституции страны нормативно-правовых актов, издаваемых органами власти конкретного государства. Если нормативный акт не соответствует основному закону, то он подлежит отмене. Таким образом, важным инструментом в процессе обеспечения подчинения государства праву, а, следовательно, и обеспечении законности, играет конституционное правосудие в лице соответствующих органов.

На сегодняшний день в условиях конституционного разделения властей значительно возрастает роль судебных органов в защите прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Многие правовые нормы, регламентировавшие деятельность судебной власти в советский период, могли считаться эталонными даже с точки зрения мировых стандартов. Несчастье лишь в том, что между конституционными декларациями и реальной действительностью существовала колоссальная пропасть. В СССР никогда не было независимой и самостоятельной судебной власти40. Примерно до 1990 г. суд рассматривался как в законодательстве, так и в юридической литературе в качестве одного из правоохранительных органов41. В правовом государстве такой подход невозможен ни с политической, ни с теоретической, точек зрения.

Самостоятельность судебной власти закреплена в Законе Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»42. Статья 1 данного Закона имеет четкий и недвусмысленный заголовок: «Судьи - носители судебной власти». В самой же статье сформулировано важнейшее положение: «Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной власти». Конституция Российской Федерации 1993 г. окончательно определила в статьях 10 и 11 судебную власть как один из видов государственной власти.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации «О судебной системе Российской Федерации»43 также дает понятие судебной власти и определяет место в системе государственной власти. В соответствии со ст. 1 данного закона судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: