Методологические функции философии

Эти функции связаны с влиянием философии на способы достижения цели в познавательной и практической деятельности. Метод (от греч. «методос» - путь к чему-либо) – способ достижения цели, совокупность умственных и практических действий, с помощью которых человек получает новое знание о мире или преобразует его объекты.

Эвристическая функция (от греч. «эвриско» – отыскиваю, открываю) состоит в содействии приросту научных знаний, выработке творческих принципов. Любые научные положения, в особенности теории, возникают на основе не только прежних теорий и эмпирических (опытных) данных, но и определённых вненаучных, т.е. философских, предпосылок.Эти философские основания науки могут осознаваться, а могут и не осознаваться самими учёными, но они обязательно имеют место в научном поиске. Например, развитие фундаментальной для всего естествознания атомно-молекулярной теории и связанные с нею многообразные экспериментальные исследования в физике и химии XIX века основывались на выдвинутой ещё философами древности идее о том, что мир состоит из атомов – неделимых частиц материи. Кстати, более двух тысяч лет эта философская идея не была востребована наукой.

Ещё пример: Допустим, врач изучает факторы, обусловливающие возникновение какого-либо заболевания. Этих факторов много, но они неравнозначны. Согласно диалектике (в данном случае философской теории детерминации), в возникновении любого следствия могут участвовать 3 фактора: причина, условия и повод. Чтобы разработать подлинно научную теорию о причинах болезни (она именуется этиологией), врач должен, во-первых, знать о том, что имеется 3 детерминирующих фактора, и, во-вторых, он должен знать критерии отличия этих трёх факторов друг от друга. Нужно подчеркнуть, что всё это предпосылочное знание в рамках самой медицины не разрабатывается, оно разрабатывается философией. Если его не будет, то врач создаст не этиологическую теорию, а простую сводку данных об участии различных факторов в возникновении заболевания, что, кстати, нередко и случается.

Таким образом, научная теория для своего создания требует определённых философских категорий, положений, принципов. Философия – это знание, которое служит фундаментом всех других знаний. Не только приведённые в данном примере философские категории причины, следствия, условий вплетаются в ткань науки, но и все другие (пространство, время, движение, качество, количество, противоречие, случайность, необходимость, часть, целое и т.д.). При этом категории и принципы философии подсказывают, определяют наиболее общие правильные направления познавательного поиска при частно-научных исследованиях, задают наиболее общую их программу. В этом смысле философия в совокупности её категорий, принципов и законов выполняет функцию общего метода познания для всей науки и всех других сфер культуры.

Выше имелся в виду тот случай, когда содержание самих категорий и принципов философии адекватно (правильно) отражает мир. Если же содержание категорий и принципов философии неадекватно, то они могут заводить научное познание в тупик или даже блокировать целые научные направления, как это было, например, с генетикой в СССР в 1948 г., когда она была объявлена лженаукой.

Эвристическая функция состоит ещё и в том, что философия разрабатывает методы познания, которые используют все науки. Каждая наука применяет частные (специфические) методы, например, медицина – метод подсчёта эритроцитов в крови, химия – метод спектрального анализа для определения состава пробы. Наряду с частными науки используют общенаучные методы – анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, аналогию, моделирование и др. Сами науки теорию данных методов не разрабатывают, этим занимается философия – такой её раздел, как методология научного познания. Тем самым философия вооружает все науки способами познания.

Прогностическая функция философии состоит в том, что она способна вырабатывать новые категориальные структуры и методологические принципы задолго до того, как соответствующие системы попадут в сферу научного рассмотрения. Например, немецкий философ и учёный Г. Лейбниц (1646-1716) разработал учение о монадах – частицах, обладающих свойствами всего мира. Эта избыточная для своего времени идея о взаимоотношении части и целого важна сейчас в ядерной физике, в частности, для разработки учений о том, что любая элементарная частица включает в себя все другие, но потенциально, что любой микрообъект (фридмон) для внешнего наблюдателя – частица, а для внутреннего – Вселенная.

Создание в системе философского знания новых категориальных моделей осуществляется за счёт постоянного развития философских категорий. Можно указать два способа, обеспечивающих это развитие. Во-первых, это - экспликация (выявление глубинного смысла, объяснение) универсалий культуры – наиболее общих понятий и представлений о мире, таких, как «человек», «общество», «труд», «мышление», «истина», «красота», «долг», «причинность», «закономерность», «часть», «целое», и т.д. В своём сцеплении они представляют строй миропонимания и мышления своей эпохи. По образному выражению М.А.Можейко, для человека универсалии культуры – это «очки, сквозь которые он смотрит на мир» (7,с.127). Изменению их содержания и связей соответствует преобразование этого строя, изменение «системы координат» человеческого мира в ходе исторического развития.

Философия выражает универсалии культуры в понятийно-логической форме. Она выступает как рефлексия над основаниями культуры. В процессе философской экспликации и анализа происходит определённое упрощение и схематизации универсалий культуры, которые теперь выражаются в философских категориях, где акцент делается на понятийно-логическом способе постижения мира. Но при этом во многом элиминируются (устраняются) аспекты переживания мира, эмоционального отношения к нему, остаётся в тени определённый личностный смысл, заложенный в универсалиях культуры. По степени общности категории философии совпадают с универсалиями культуры, но отличаются от последних рационально-логической формой. Выявление изменений, которые происходят в универсалиях культуры, путём философского анализа научных знаний, естественного языка, искусства, нравственных проблем, политического и правового сознания, достижений техники и др. позволяет разрабатывать новые категориальные модели действительности.

Второй способ осуществления философией прогностической функции основан на применении аппарата логического оперирования с философскими категориями, что позволяет за счёт «внутреннего движения» в поле философских проблем и выявления связей между категориями как идеальными объектами выработать их новое определение и новое содержание. В результате такого движения во многом обеспечивается развитие философией нестандартных категориальных моделей мира, выходящих за пределы старой культуры (7).

Прогностическая функция философии особенно важна в периоды социальных потрясений, когда начинается брожение умов, возникают ереси, старые универсалии культуры перестают работать, люди чувствуют, что мир устроен как-то не так, что-то в нём не то. Вот тут то и нужна философия, чтобы с возможно меньшими потерями перестроить мировоззренческие ориентиры людей. В идеальном случае изменение универсалий культуры и философских категорий должно бы предшествовать социальным революциям, тогда бы общество сумело избежать периода растерянности, разброда, тотального неверия и отчаяния. Заканчивая вопрос о методологических функциях философии, следует особо отметить, что философия выполняет эти функции в отношении не только познавательной, но и практической деятельности. Определяя правильные направления последней и вооружая её общим методом мышления – диалектикой, философия способствует повышению её эффективности.

Практическая значимость философии. Благодаря своим мировоззренческим и методологическим функциям философия обладает большой практической ценностью. Однако последняя реализуется не прямо, а опосредованно. Непонимание этого нередко заставляет недостаточно компетентных людей отказывать философии в практической значимости, считать, что хотя философия – это красивые и даже интересные рассуждения, но практического значения они не имеют. В практической ценности частных наук никто почти не сомневается: она прозрачна. Если, например, врач создал новое эффективное лекарство или, скажем, экономист разработал более рентабельную форму производства, то практические результаты их открытий налицо. По-другому обстоит дело с философией. Её влияние на практику осуществляется через её воздействие на стиль мышления людей, их личностные и интеллектуальные качества, на развитие науки, искусства и других сфер культуры, на принятие научно-организационных, административных, политических и экономических решений, а также через другие посредствующие звенья.

Как это ни парадоксально, практическое значение философии можно легко показать на негативных примерах, т.е. на примерах философских ошибок. Так, в начале XX в. австрийский физик и философ Э.Мах (1838-1916), занимавший в науке крупную административную должность, пришёл к выводу, что атомов нет и быть не может. На основе этой философской ошибки изучение атома в Австрии было заторможено. В 1948 г. в СССР академик Т.Д.Лысенко не без помощи Сталина объявил генетику «буржуазной лженаукой». Это была философская ошибка Лысенко, не понимавшего взаимоотношений между биологической, физической и химической формами движения материи и считавшего, что молекулярные процессы в организме изучать не надо. Указанная ошибка наряду с отсутствием в стране свободы и демократии послужила основой целого ряда негативных последствий: запрета генетики, репрессий в отношении учёных, остановки исследований в области научной селекции, огромного ущерба для сельского хозяйства.

Ещё пример. Всем известна сталинская формулировка о том, что по мере приближения к социализму будет обостряться классовая борьба. Это тоже ошибка философского порядка: во-первых, в СССР «строили» не социализм, а государственный капитализм, во-вторых, в СССР тогда существовал всего один класс – класс наёмных работников государства. Негативные последствия этой ошибки в виде массовых репрессий «врагов народа» всем известны.

Философскими принципами человек может руководствоваться как сознательно, так и бессознательно. Очень важно, чтобы люди, занимающие большие посты в науке, искусстве, политике, экономике, обладали высокой философской культурой. Тогда и принимаемые ими решения будут оптимальнее, станут больше соответствовать интересам народа.

В заключение данного параграфа следует отметить, что каждого молодого человека глубоко волнует проблема жизненного успеха, являющаяся одной из первых личных проблем. От чего же он зависит – успех в жизни? Результативность деятельности любого человека зависит от его способностей, знаний, умений, силы воли, здоровья, организованности, целеустремлённости, трудолюбия, умения устанавливать контакт с людьми, а также и от объективных условий жизни. Наряду с этим эффективность деятельности зависит от философской культуры человека. Недаром отец медицины Гиппократ (460-356 до н.э.) говорил: «Врач - философ подобен богу»; и ещё: «Медицина столь же мало может обходиться без общих истин философии, сколь последняя – без доставляемых ей медициной фактов». На первое место при оценке человека Гиппократ ставил его нравственные качества, на второе – профессиональные. Если, кроме них, врач обладает ещё широтой кругозора и гибкостью мышления, формируемыми философией, то он, по мысли Гиппократа, достигает наибольшего совершенства. Приведённые слова великого мыслителя можно отнести к любому специалисту – юристу, менеджеру, экономисту, инженеру, педагогу и т.д. Философская культура способствует улучшению личностных качеств, повышению творческих способностей и успеха деятельности любого человека. Прав был французский учёный и философ Р.Декарт (1590-1650), отмечавший, что «каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём философствуют, поэтому нет для государства большего блага, как иметь истинных философов».

Учёные из Швеции, где как в никакой другой стране выражен дух прагматизма, практической выгоды и где мнение о знании и мудрости как ценностях самих по себе выглядит как некое чудачество, провели специальное исследование по выявлению практической полезности преподавания философии школьникам. В Швеции включение в школьную программу любого предмета вызывает вопрос о его практической полезности; часто такой вопрос имеет чисто экономический смысл и звучит примерно так: можно ли на этом зарабатывать деньги? Или: можно ли, изучив этот предмет, рассчитывать на хорошо оплачиваемую работу? В процессе проведённого исследования обнаружено, что у изучавших философию школьников имеются следующие отличия от не изучавших её: 1)более выражены коммуникабельность и толерантность – доброжелательность по отношению к другим культурам, терпимость к иным мнениям, умение принимать разумные аргументы, способность объективно анализировать другие позиции; всё это способствует установлению контактов с людьми и привлечению их к совместной продуктивной деятельности при наличии противоречий в интересах между сослуживцами; 2)усиливался творческий потенциал - их мышление становилось более оригинальным, критичным, системным, легче освобождалось от стереотипов, повышалась способность аргументировать, видеть объекты во всём многообразии их связей; их коэффициент интеллекта (IQ) был на 6-7 единиц выше; 3)повышалась психологическая мобильность - способность постоянно познавать новое и осваивать иной жизненный опыт, переключаться на новые виды деятельности, осваивать новые специальности, что в наше динамичное время позволит легче менять профессию и вид работы (14,с.101). Как видим, философия развивает как раз такие личностные и интеллектуальные качества, которые современные работодатели желают видеть у своих высококвалифицированных работников. Одна из наиболее важных жизненных проблем молодого человека в любой стране – это трудоустройство. Получение образования с наличием диплома – это только первый этап устройства своей жизни. А вот получение работы, дающей хороший заработок и удовлетворение, - гораздо более сложная задача, особенно в условиях усиливающейся конкуренции. Перед приёмом на работу у будущего кандидата обычно путём собеседования и наведения справок выявляются профессиональные качества. Наряду с этим в наиболее серьёзных фирмах с помощью различных методов, в том числе тестов, определяются IQ, коммуникабельность, психологическая мобильность кандидатов. И решение о приёме на работу принимается по итогам всего обследования. Поэтому прямая польза от изучения философии молодыми людьми состоит в том, что это изучение будет способствовать успешному трудоустройству и профессиональной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: