Понятие эксперимента

Эксперимент в социологии — это способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятель­ности и поведения социального объекта в результате воздействия па него некоторых управляемых и контролируемых факторов (пере­менных).

13 своем отношении к эксперименту социология исходит из ро-ли практики и марксистской теории познания, стимулирующей про-

ведение экспериментальных исследований. «Материализм,— писал-В. И. Ленин,— ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает к его разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным ис­следованиям»1. Эксперимент в социологии выступает как необходи­мый элемент системы научного познания общественных явлений, критерием, правильности которого «служит практика, эксперимент» индустрия»2.

Уже в первые годы социалистического строительства в нашей: стране В. И. Ленин указывал на большое значение эксперимента в ходе социального управления3. Он рассматривал эксперимент как способ получе.ния эмпирических данных для принятия практических решений и рекомендаций. Об этом говорят факты. Эксперименталь­ное изучение вновь вводимых социальных форм (различных форм кооперирования, общественного самоуправления, обучения и т. д.) проводилось с первых же лет Советской власти. Так было, напри­мер, с новым районированием страны., которое в соответствии с ре­золюцией XII съезда РКП(б) проверялось и изучалось в опытном порядке в двух районах (промышленном и сельскохозяйственном). Эксперимент был использован также при ликвидации округов. Опытная проверка показала, что округа действительно потеряли свое значение и должны быть упразднены.

В специальных решениях, подписанных В. И. Лениным, преду­сматривалась широкая программа экспериментальных исследований; в области научной организации труда. Так, 24 августа 1921 г. СТО принял постановление о Центральном институте труда. В - нем, в частности, говорилось: «...разрешить ЦИК хозяйственную деятель­ность для целей научного эксперимента; выбор необходимых для этого опытно-показательных предприятий представить по согласо­ванию ЦИК с Президиумом ВСНХ; условия эксплуатации таких предприятий в интересах достаточной свободы эксперимента опре­делить особым договором ЦИК с надлежащими органами ВСНХ»4.

В период коллективизации, исходя из указаний В. И. Ленина, экспериментально изучались первые 100 МТС, созданных в опытном порядке по постановлению СТО при СНК СССР от 5 июня 1930 г. в важнейших зерновых районах страны. И только после изучения опыта работы первых МТС в 1932 г. тракторный парк и сельскохо-вяйственные машины были сосредоточены в МТС.

Специфика эксперимента в социологическом исследовании как метода получения социальной информации заключается в особенно­стях объекта исследования. Им являются люди, осуществляющие различного рода социальную деятельность, обладающие способ­ностью осознавать себя, свои отношения к внешнему миру, познаю­щие этот мир, отражающие его в идеальном плане, планирующие

1 Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 18, с. 40. ■ Там же, с. 176.» Там же, т. 36, с. 378—382.

4 Научная организация труда двадцатых годов; Собр. док. и материалов. Ка­зань, 1965.

преобразования по только внешнего мира, по и собственных со­циальных отношений.

Субъективность паблюдения в том, что, во-первых, этот объект отражает внешний мир, преломляя его сообразно своему индиви­дуальному или коллективному опыту, во-вторых, исследователь в определенной мере субъективно воспринимает ту информацию, которую он получает от единиц наблюдения.

Методологическим основанием эксперимента в социологическом исследовании является концепция социального детерминизма. По­этому основная теоретическая проблема экспериментального метода заключается в выделении значимых переменных, детерминирующих данное социальное явление. Воздействуя на эти переменные и ис­следуя причинно-следственные зависимости, исследователь может выяснить структуру детерминации данного явления и роль отдель­ных переменных.

Если в естественнонаучном эксперименте воздействие на объект эксперимента, как правило, ограничено временными рамками само­го эксперимента, то для социального объекта это весьма важное условие локализации воздействия во времени не выполняется. Со­циальный объект обладает памятью, аккумулирующей действие при­чинных переменных за весьма длительные промежутки времени, что сильно ограничивает возможности контроля над воздействием на объект, а тем самым и возможности социального эксперимента.

Другой особенностью эксперимента в социологии является ка­чественно более высокий уровень сложности причинной зависимости социальных явлений, что прежде всего проявляется в существенно более высоком, чем в естественнонаучном эксперименте, числе пере­менных. Другими словами, пространство детерминации в социаль­ном эксперименте является многомерным, что крайне затрудняет выделение причинных зависимостей в «чистом виде», а следователь­но, и постановку задачи эксперимента.

Пример. На предприятии имеется первичный коллектив из пяти человек. Между ними, как во всяком первичном коллективе, суще­ствуют определенные формальные (зафиксированные в положениях и инструкциях) и неформальные (документально не зафиксирован­ные) отношения. Есть бригадир, его помощник, рядовые члены бригады. Два члена бригады находятся в более близких отношениях с бригадиром, чем остальные. Это обеспечивает им лучшие условия работы: они получают лучшие заказы и получают их своевременно, подвоз заготовок и смена инструмента не задерживают их работу, им предоставлены лучшие станки и т. д. Все это позволяет им регу­лярно перевыполнять план в соответствии с действующей на пред­приятии системой премирования. Остальные члены бригады пр"емий не получают, так как работу не выполняют.

В ходе конкретного социологического исследования можно про­вести такой эксперимент: изменить систему премирования — пре­мия дается только при условии выполнения плана каждым членом коллектива. Это изменение системы премирования может привести к изменению отношения каждого члена коллектива и к работе,

Ш

п к своим товарищам. Но что имеипо изменится, п каком направле­нии и с какой интенсивностью пойдет это изменение? Оно может привести к повышению чувства ответственности каждого члена кол­лектива за всех и всех за каждого, к перераспределению трудовых обязанностей, улучшению организации труда, повышению квалифи­кации, освоению смежных специальностей, подтягиванию отста­ющих, а. может, особенно на первых порах, привести к более резко­му обособлению ранее преуспевающей группы от остальных членов коллектива или другим отрицательным последствиям.

Но введение повой системы премирования является эксперимен­том только в том случае, если отвечает требованиям к проведению эксперимента, который дает возможность проверить наличие, ха­рактер и направление связи между различными факторами изуча­емого социального объекта.

Отличительная особенность эксперимента как метода получения социальной информации состоит также в том, что его проведение требует разработки и постановки гипотезы о наличии причинно-следственной связи между исследуемыми явлениями или о характе­ре какого-либо механизма коллективной или индивидуальной де­ятельности, выведенной логическим путем на основании теоретиче­ских и опытных данных.

7. Экспериментальные переменные

Построение гипотезы и планирование ее проверки прежде всего требует описания системы переменных, детерминирующих поведение социального объекта. Если знание о социальном объекте ограниче­но, если нельзя выделить структуру переменных, проведение экспе­римента нецелесообразно.

Переменная, направление или интенсивность действия которой ■определяются социологом в соответствии с заранее разработанной программой, называется управляемой. Эта переменная будет конт­ролируемой, если ее качественные или количественные изменения, а также направление ее воздействия осуществляются в заданных социологом пределах. Управляемая и контролируемая исследовате­лем переменная называется независимой.

Независимая переменная обозначается как экспериментальный фактор {экспериментальная переменная). Это может быть новый для данного социального объекта фактор, вводимый социологом, или один из факторов наблюдаемого объекта, управляемый и конт­ролируемый социологом.

Например, если до проведения исследования на предприятии не существовало сдельной оплаты труда, а социолог при содействии администрации предприятия вводит ее, это будет новый для данно­го объекта фактор, выступающий в качестве независимой пере­менной.

Если же на предприятии сдельная оплата труда существовала, а социолог предложил изменить ее способ, это также будет незави­симая -переменная, хотя сам по себе факт существовал раньше, по

социолог внес в него измеряемое изменение и тем самым преобразо­вал его в экспериментальный фактор.

Фактор, изменение которого определяется независимой перемен­ной, называется зависимой переменной.

Введение сдельной оплаты труда может оказать влияние на из­менение отношения людей к труду, привести к повышению произво­дительности труда, паправить интересы людей в сторону повышения общего и специального образования, изменить отношения в коллек­тиве (сплотить его, повысить чувство ответственности и за работу своих товарищей) и т. д. Производительность труда, сплоченность группы, установка на образование и т. д.— все эти характеристики в данном случае выступают как зависимые переменные.

Выбор того или иного фактора из числа составляющих объект исследования в качестве зависимой или независимой переменной, определяется гипотезой исследования (что предполагается выявить) и природой объекта (что измеряется).

Например, при гипотезе, что повышение образовательного уров­ня приводит к повышению производительности труда, образование будет независимой (экспериментальной) переменной, производитель­ность труда — зависимой переменной.

Выбор зависимых ~ и независимых переменных. Особенностью-функционирования социальных объектов является целостность, системный характер зависимостей. Это озпачает, что отдельные эле­менты социальной организации и отдельпые факторы существуют и функционируют не независимо от других, а находятся в самой непосредственной связи с особенностями социальной организации в целом. Отдельные элементы или факторы связаны между собой чаще всего не прямо, а опосредованно, через социальный объект в целом, через высший уровень его организации. Действие каждого отдельного фактора преломляется через этот высший уровень, и по­этому результат его действия зависит от общего состояния социаль­ного объекта и от множества определяющих его факторов. Такая особенность функционирования приводит к тому, что, с одной сто-ропы, даже сильный фактор может «раствориться» в многочислен­ных сложно разветвляющихся связях и не оказать сколько-нибуць существенного влияния на социальный объект.

Кроме того, фактор может привести пе к отдельным изменениям, которые легко зарегистрировать и проследить характер их зависи­мости, а таким многообразным, комплексным, всесторонним изме­нениям объекта, в которых трудно разобраться и которые, безуслов­но, не относятся исключительно к данному фактору, а объясняются также н спецификой внутренних, скрытых, потенциальных особен­ностей состояния социального объекта, которые данный фактор лишь привел в действие.

Так, в зависимости от характера труда, мотивов трудовой де­ятельности изменение системы оплаты как независимая переменная может не оказать существенного влияния на производительность труда ввиду действия более З'стойчивых и мощных факторов (очень высокой личностной заинтересованности, точно заданного ритма

iрудового процесса и т. д.). Но в других условиях это изменение системы оплаты может явиться как бы «спусковым крючком» не только повышения мотивов материальной заинтересованности, но и характера организации труда, взаимоотношений и даже изменении в административной структуре производственного коллектива. В та­кого рода комплексных изменениях нередко трудно установить, где {.сновпая причина, а где лишь внешний толчок.

Независимая переменная в эксперименте должна быть относи- 'олыю самостоятельным фактором, который оказывает свойственное имепно ему воздействие на социальный объект. Поэтому независи­мой переменной не может быть некоторая особенность, свойствен­ная всем социальным объектам и меняющаяся лишь по своему внешнему проявлению. Такого рода «переменная» не годится для эксперимента, так как ее принципиально невозможно исключить или а юлабить* С другой стороны, независимой пер'еменпой не мо- зкеэ быть и совершенно случайпын фактор, который меняется в за- TjijcmiocTu'от множества условий, но сам не оказывает устойчивого

- i уи^ствениого влияния на социальный объект.

Go'ipoc о том, может ли данный фактор выступать в качестве Jen*: 1'пой, решается только на основании серьезного предва- pKif ibiriio лечения социального объекта.

JJ'iocP исс,1гдуемый социальный объект может рассматриваться Эчух течеъ 'рения. С одной стороны, можно уделять внимание

•<чг>ено.ч,, ■diiebdyaJbuMM характеристикам составляющих его к-)мпг}.ечтов i изучать их динамику в экспериментальной ситуации. ■С другой стороны, социальный объект может рассматриваться как целое. Тогда в эксперименте ставится вопрос о том, каким образом w 1 возЗейсгвиея rex или, иных факторов меняются некоторые об- 1 ^ие его характеристики.

Чри изучении индивидуальных характеристик социальный объ- "Ki вь.сгупает как некоторая система, элементами которой являются составляющие е*1 индивиды или социальные группы, меньшие по рг ■» тср\', *--<ш обы'кт в целом. В качестве изучаемых в этом случае -ВНС.1МЫХ пожененных могут выделяться индивидуальные знания, ГсИШаи, мнения, усыновки, мотивы, ценности и т. д.

В качестве ьезавгеимых переменных могут быть выбраны опре- ч •л>ч1л!ые характеристики социального объекта как целого (напри- о ер, сплоченность коллектива, структура коллективной деятельно- ■с-и, т»ш руковолствя' пли некоторые не связанные непосредственно i, объоь'толг переменные (например, способы воздействия на коллек- ЧИ-- поощрении и наказания, различные аспекты физических усло-!д>ц догиель'исти г-о 'лективс, содержание коллективной деятельно-

-,1.: г и.).

jl,4. изучении характеристик объекта он рассматривается как

:^ло<\ к вопрос состоит в том, какое воздействие на это целое ока-

*uit s)т 1л^л,.мрния. происходящие либо вовне, либо внутри одного

■, < i,i чьл>1Ю1дих гго элементов. Обычно в качестве зависимых пере-

ч'ы\ играются либо структурные характеристики (структура •'.•-. ч n.-iv, сплоченность, 1ип руководства), либо характеристики

деятельности (производительность, эффективность, обучаемость л т. п.).

Структурные переменные могут рассматриваться и как незави­симые переменные, влияющие на переменные деятельности. Напри­мер, можно исследовать, каким образом влияет сплоченность кол­лектива на эффективность его деятельности. Независимыми пере­менными при анализе коллектива как целого могут быть также лекоторые индивидуальные характеристики его членов. Так, можно рассмотреть, каким образом на производительность коллектива влияют индивидуальные мотивации или же в какой степени сход­ство индивидуальных установок и мнений способствует достижению сплоченности коллектива. Наконец, независимыми переменными могут быть факторы, не связанные с коллективом непосредственно. Можно поставить вопрос о влиянии этих факторов на структурные переменные, или перемепные, связанные с деятельностью коллекти­ва. Например, можно исследовать, как воздействует на структуру коллективной деятельности, т. е. на распределение функций меж­ду ее членами, степень сложности стоящей перед коллективом задачи и т. п.

Можно изучать и такие явления, как коллективные установки, нормы, ценности, мнения и т. п. и их изменение под влиянием опре­деленных внешних или внутриколлектнвиых воздействий. Для этого в эксперименте исследуются индивидуальные проявления, но оцени­ваются они с точки зрения коллектива как целого. Поскольку та­кого рода характеристики носят неявный характер, т. е. непосред­ственно не обнаруживаются, исследователь предварительно опреде­ляет систему признаков, по которым он будет следить за их изме­нением.

В экспериментальном исследовании, проведенном сотрудниками ЛГУ па Ленинградской студии телевидения5, изучалось влияние социальных характеристик на восприятие людьми друг друга. На студию приглашались люди, желающие совершить экскурсию. До ее начала посетителям без специального предупреждения показыва­лась видеозапись выпуска телевизионных новостей, подготовленная специально для экспериментальных целей. Одно из сообщений вы­пуска читал диктор студии, но в гриме. Суть эксперимента состо­яла в том, что в каждом варианте, а их было шесть, выступавшего представляли по-разному: как ученого, журналиста, директора судо­строительного завода, бригадира отличившейся бригады. Иными •словами, в качестве независимой переменной брались професси­ональная роль и статус (положение) человека, передававшего ин­формацию. Такой выбор переменной обусловлен тем значением, которое обычно придается такого рода характеристикам при оцепко ■людьми друг друга. В качестве зависимой переменной оценивались

8 Семенова 3. Ф. Влияние роли и статуса на процессы социальной перцепция и на восприятие информации.— Учен. зап. ЛГУ, 1978, Л6 365; Эксперимен­тальная и прикладная психология. М., 1971; Бойко В. В. О восприятии теле­визионного сообщения в зависимости от темпа чтения.— Вопр. психологин, 1972, № 3, с. 47-57.

социальное восприятие зрителями того, кто передавал информацию, и восприятие информации.

Восприятие информации оценивалось по запоминанию количе­ства и типа информации, переданной выступавшим.

В другом эксперименте, проведенном на Ленинградской студии телевидения, оценивалось влияние скорости речи на восприятие телевизионного сообщения. Испытуемым предъявлялся текст типич­ного сообщения, прочитанный одним и тем же диктором, но в раз­личном темпе. Таким образом, в качестве независимой переменной была выбрана скорость речи, оцениваемая количеством слов в ми­нуту. Зависимой переменной было восприятие и оценка телевизи­онного сообщения различными социальными группами зрителей. Показателями, по которым оценивалось восприятие, были выбраны количество и качество информации, оставшейся в памяти зрителей, продолжительность сообщения и необходимость включения его в программу.

При описании социального объекта в системе составляющих его факторов исследователь должен принять во внимание, что между двумя качественными факторами социального объекта могут суще­ствовать следующие зависимости {типы связей).

1. Фактор А вызывает появление фактора Б в каждом произ­
вольном сочетании других факторов, причем А без Б существовать
не может. В таком случае А является необходимым и достаточным
условием существования Б.

2. Фактор А вызывает появление фактора Б в каждом произ­
вольном сочетании других факторов, но иногда фактор Б существу­
ет, несмотря на то что не существует А. В таком случае фактор А
является для Б достаточным, но не необходимым условием суще­
ствования.

3. Отсутствие фактора А в ситуации вызывает отсутствие фак­
тора Б, но бывает, что фактор А существует тогда, когда отсут­
ствует Б.

В таком случае фактор А является необходимым, но не доста­точным условием существования фактора Б.

4. Сам фактор А не является ни необходимым, ни достаточным
условием для того, чтобы существовал фактор Б. Но при определен­
ном сочетании с одними факторами он вызывает появление Б, а его
отсутствие в этом сочетании приводит к тому, что отсутствует
и фактор Б, тогда как в других сочетаниях факторов между А и Б-
никаких причинных связей не обнаруживается.

В таком случае можно сказать, что фактор А является необхо­димой составной частью одного из многих возможных условий, до­статочных для существования фактора Б в данном социальном, объекте.

5. Если исследователь имеет дело с третьим или четвертым ти­
пом связей, он должен провести повторный анализ или контрольное-
исследование и' ответить па вопрос, каковы остальные части этого-
же условия, достаточного для существования Б, в состав которых
входит А. При этом может обнаружиться, что А является необхо-

димым условием для существования совокупности факторов АВГ, составляющих в целом условие, достаточное для существования фактора Б.

6. Если исследователь имеет дело со вторым или четвертым ти­пом связей, то интерес представляет выяснение остальных альтер­нативных условий, достаточных (т. е. в которые не входит фак­тор А) для существования фактора Б в данном социальном объекте. Возможно, что фактор Б присутствует в данном социальном объек­те в результате существования или А, или О, или К, или М и что «ни являются альтернативными причинами Б. В том случае, если факторы А и Б представляют собой не качественную, а количест­венную переменную, вывод о причинной связи между факторами А и Б может приобрести форму утверждения о том, что значение (ин­тенсивность, величина) фактора Б зависит от значениия (интенсив­ности, величины) фактора А, т. е. значение Б является фуйкцией значения А.

Условия проведения эксперимента. Условия проведения экспе­римента следует обязательно учитывать, так как они могут оказы­вать прямое или косвенное влияние на состояние или деятельность исследуемого социального объекта и тем самым выступать в качест­ве неконтролируемых экспериментальных переменных.

Это влияние бывает прямым, когда условия либо сами становят­ся независимой переменной, либо так или иначе взаимодействуют с ней. Примером может служить изучение влияния условий произ­водственной деятельности (таких, как температура, освещенность, окраска помещения, расстановка оборудования) на степень удовлет­воренности трудом.

Влияние условий считается косвенным, когда они прямо не взаимодействуют с независимой переменной и сами не являются •ею, но тем не менее оказывают влияние па состояние или деятель­ность изучаемого социального объекта. Так, при изучении влияния характера труда па степень удовлетворенности рабочих своей произ­водственной деятельностью (независимая переменная — характер труда) следует учитывать такие факторы условий, как нерациональ­ная расстановка оборудования или плохое состояние вентиляции. Условием проведения чистого эксперимента является то, что его участники не знают о его проведении. Это связано с тем, что осо­знание участниками эксперимента «исключительности» своего поло­жения может выступать неконтролируемой, неуправляемой экспе­риментальной переменной -и исказить его результаты.

Измерение переменных. Независимая переменная должна выби­раться таким образом, чтобы ее легко можно было наблюдать или измерять.

Количественное измерение независимой переменной подразуме­вает численное фиксирование интенсивности или длительности ее воздействия. Качественная оценка предполагает либо фиксирование наличия или отсутствия этой переменной в эксперименте, либо вве­дение легко различимых качеств одной и той же переменной. Можно сравнивать поведение групп, оценивая их с точки зрения наличия

пли отсутствия в них формального лидера, или же можно предъяв­лять группе различные задачи, оценивая их по типам применяемых логических операций.

Значительно более сложным является измерение характеристик объекта эксперимента. В конкретном социологическом исследовании гипотеза часто предполагает наличие переменной, недоступной прямому наблюдению. Примерами такого рода переменных являются установки, мотивации, какие-либо личностные характеристики, цен­ности, нормы и т. п. Гипотезы, вводящие эти переменные, всегда будут в принципе доступны лишь косвенной проверке, т. е. проверке, основанной на тех возможных для наблюдения следствиях, которые можно из них вывести. Поэтому используемые исследователями пе­ременные должны быть определены как можно более точно в систе­ме наблюдаемых показателей, на основании которых можно судить об изменениях, происходящих с этими переменными. Обычно для измерения такого рода неявных переменных применяются всевоз­можные шкалы или тесты, оценки по которым служат основанием: для заключения о характере и направленности происходящих в этих переменных изменений.

Некоторые возможные способы оценки зависимой переменной можно проиллюстрировать на рассматривавшихся уже примерах. В первом случае после просмотра участниками эксперимента вы­пуска телевизионных новостей им предлагалась для заполнения анкета закрытого типа, в которой одна часть была связана с оцен­кой восприятия и запоминания информации, а другая — с оценкой впечатления о выступавшем с сообщением человека.

Во втором случае после просмотра зрители заполняли тест-анке­ту, с помощью которой оценивалась их реакция на сообщение. Это делалось следующим образом: все, что зритель запомнил и написал л анкете, оценивалось в баллах (один балл за правильно упомянутый факт из сообщения и полбалла, если факт воспроизведен частично). Для каждого испытуемого подсчитывалась сумма баллов, получен­ных им за воспроизведение.

Контроль переменных. Для того чтобы в максимально возможном чистом виде выявить характер воздействия независимой переменной (экспериментального фактора) на излучаемый социальный объект, исследователь должен предусмотреть контроль состояния самого социального объекта, условий его существования и качества фикси­руемых реакций на воздействие независимой переменной.

Необходимо поддерживать постоянными характеристики социаль­ного объекта, оставляя возможность изменения лишь для тех, кото-,рые выбраны в качестве признаков зависимой переменной.

В приведенных ранее примерах при исследовании влияпия раз­личных характеристик телепередачи на ее восприятие формирова­лись группы людей, одинаковые относительно распределения по по­лу, возрасту, роду деятельности участников эксперимента и факту их знакомства друг с другом. Это позволило сравнивать между собой состояние зависимой переменной — восприятие говорящего или оцеку сообщения — у различных групп.

Необходимо контролировать набор объективных параметров, об­разующих условия, в которых происходит деятельность изучаемо!^ социального объекта. Так, при изучении влияния роли и статуса говорящего на восприятие передаваемой участниками эксперимента информации контролировались такие характеристики условий, ка; помещение, в котором проводился просмотр телепередачи, содержа­ние сообщения. Эти характеристики оставались неизменными в ге-чение всего эксперимента.

Контроль реакции подразумевает фиксирование тех илл нныч реакций участников эксперимента в ответ на изменение независимой переменной. Наболсе распространенным приемом является обычная запись на карточки, осуществляемая экспериментатором, а. таким* применение различных видов опроса (анкет, интервью). Фиксируется повышение или понижение производительности труда, изменение поведения, изменение установок и т. д. Часто контроль реакции осуществляется с помощью хронометража: контролируется врелш выполнения отдельных действий или всей деятельности. Для бол. с точного контроля реакций используются различного рода техничь-ские приемы (например, киносъемка и запись на магнитофон). Опа дают возможность многократно воспроизводить реакции участников эксперимента, и это уменьшает вероятность того, что эксперимента­тор пропустит или оставит без внимания какой-то факт.

Контроль на всех трех уровнях способствует достижению чисюгы эксперимента, т. е. обеспечивает уверенность в том, что изиеньнв, характеристик социального объекта происходит именно Клагодагп действию независимой переменной.

Воспроизводимость эксперимента. Одно из условий примгмрпь,-; эксперимента как метода получения социальной информации в кон­кретном социологическом исследовании — его воспроизводимое! >., т. е. возможность повторения. Это требует не только выделения j, описания факторов, составляющих объект наблюдения, но и хк -можно более полного описания условий существования- объекта л условий проведения эксперимента, включая описание способа ролч страции реакций участников эксперимента.

Если выделение всех факторов и их контролируемость повъп^и г достоверность исследования, то полное описание- условий проводе lI\>k эксперимента повышает надежность его результатов.

Основные требования к проведению эксперимента. СК иоат < требования к проведению социального эксперимента: а) опиез.;;,_< объекта наблюдения в системе факторов, его составляющих (наьpi-мер, производственная бригада из пяти человек с определенным )чч • пределением трудовых функций, определенным уровнем квалифъ.к» ции каждого, определенной половозрастной структурой, производя щая такой-то продукт на таком-то оборудовании, с определен hi,к системой отношений между ее членами и т. д.); б) описание усло­вий существования объекта исследования (отрасль, тип сроизи..;-ства, условия труда и т. д.); в) формулирование гипотезы (например, новая система оплаты труда повысит производительность труда); г) определение понятий сформулированной гипотезы (произзо/ы-

телыюсть через количество единиц продукции, ее качество, износ оборудования н т. д.); д) выделение независимой переменной (систе­мы премирования); е) выделение зависимой переменной (общая производительность труда бригады); ж) описание специфических условий (время, место и т. д.).

3. Виды эскпериментов

По характеру исследуемых объектов эксперименты делятся па экономические, педагогические, правовые, эстетические и др.9. Отли­чие этих экспериментов друг от друга заключается в специфике определенной области общественной деятельности человека. Так, поч экономическим экспериментом в социологии понимается экспери­мент, в котором исследуется непосредственное влияние конкретных изменений экономических условий на сознание людей, на изменение ых интересов.

Научный и практический эксперименты. По специфике постав-ленной задачи различаются научно-исследовательские и практиче­ские эксперименты.

В ходе научно-исследовательского эксперимента проверяется ги­потеза, содержащая новые сведения научного характера, еще не на­шедшие своего достаточного подтверждения или вовсе еще не дока­занные.

Практический эксперимент включает многочисленные процессы экспериментирования в сфере социальных отношений. Имеются в виду процессы экспериментирования, которые совершаются в ходе, например, совершенствования системы образования и обучения или в ходе совершенствования производственных или иных социальных отношений на пути строительства коммунистического общества.

В. ходе практического эксперимента выявляется специфика мест­ных условий для того, чтобы вопрос о распространении новшеств (в том числе и передового опыта) решался только после подтвержде­ния справедливости его также и для конкретных условий.

Разделение экспериментов на паучно-исслсдовательские и прак­тические является условным, так как практический эксперимент нередко позволяет получить новые сведения научного характера, а научный эксперимент заканчивается практическими рекомендаци­ями в той или иной области общественной жизни.

Параллельный и последовательный эксперименты. По характеру логической структуры доказательства гипотезы эксперименты под­разделяются на параллельные и последовательные.

Под параллельным экспериментом понимается исследование, в котором существует как экспериментальная, так и контрольная группы и в котором доказательство гипотезы- опирается на сравнение состояния двух объектов наблюдения {экспериментального и конт­рольного) в одно и то же время,

* Лекции по методике конкретных социальных исследований/Под ред. Г. М, Андреевой, М., 1972, с. 174-200.

Если социолог по согласованию с администрацией изменит в одной бригаде оплату труда, а в другой, идентичной первой, она останется прежней, то схема такого эксперимента может быть пред­ставлена следующим образом:

Коллектив со старой системой оплаты 1 Производительность труда IIi
Коллектив с новой системой оплаты 2 Производительность труда П3

Различие ITi и П2, очевидно, связано с различием в системе опла­ты, которая определяет производительность труда.

Экспериментальной называется группа, на которую исследова­тель воздействует независимой [экспериментальной) переменной, т. е. та, в которой проводится эксперимент.

Контрольной называется группа, идентичная экспериментальной по размерам и другим основным характеристикам, подлежащим исследованию, на которую не оказывают воздействия эксперимен­тальные изменения (т. ё. в которой эксперимент не проводится). Существуют три метода создания контрольной группы: попарный отбор, частотное распределение и рэндомизация.

Метод попарного отбора заключается в том, что объект предстоя­щего экспериментального исследования рассматривается как множе­ство единиц наблюдения (папример, лица, из числа которых следу­ет отобрать две группы, одинаковые по соответствующим признакам, существенным с точки зрения гипотезы), отличающихся по наличию или отсутствию у них одного из признаков (производительность труда — признак А).

Первый этап отбора — разделение множества лиц на два подмно­жества по одному из признаков, например полу. Затем в одном из подмножеств отбирается индивид и отыскивается для него пара в другом подмножестве по другому признаку, например возрасту.

Отобранные индивиды являются элементами двух новых подмно­жеств, равных между собой по данному признаку и числу элементов. Лица, для которых не нашлось пары в другом подмножестве, из дальнейшего исследования исключаются. Аналогичная процедура повторяется с вновь образующимися подмножествами по каждой новой переменпой. Естественно, что чем больше переменных, по ко­торым происходит выравнивание, тем больше сокращаются группы. Исследователь должен обратить внимание на то, чтобы в конце от­бора величина группы отвечала требованиям репрезентативности. Метод частотного распределения представляет собой построение такого подмножества, которое явилось бы моделью исследуемого объекта по интересующим экспериментатора признакам (например, пол, возраст, профессия, национальность и т. д.). Образовавшиеся в конечном итоге группы могут моделировать исходное множество бо­лее адекватно, чем в результате попарного отбора. Однако сам процесс «подгонки» лризнаков по процентам представляется недо­статочно обоснованным и не обеспечивающим требуемую объек-< тивность.

Наиболее обоснованным представляется метод формирования выборочных подмножеств, который опирается на теоретнко-вероят-ностные представления,— рандомизация. Применение рэндомнзацни требует, чтобы исходные данные подмножества были достаточно большими для проявления действия и закона больших чисел (не менее 300 человек).

Создание экспериментальной и контрольной групп путем соче­тания попарного отбора или частотного распределения с рандомиза­цией обеспечивает наибольшую чистоту эксперимента. Берутся выравненные группы, и каждое лицо в случайном порядке (по таб­лице случайных чисел) распределяется в одну из двух вновь форми­руемых групп. Если при этом упускается какой-либо существенный фактор, который может оказать воздействие на ход и результат эксперимента, то предполагается, что обладающие им лица по за­кону случайного распределения примерно в одинаковом числе попа­дут в обе группы.

До начала эксперимента в контрольной и экспериментальной группах проводится замер всех факторов, необходимых для проверки гипотезы: общей и индивидуальной производительности труда, уров­ня квалификации, особенности внутригрупповых и межгрупповы* отношений, установок и ценностных ориентации членов груп­пы и т. д.

В экспериментальной группе замер факторов проводится до и после воздействия независимой переменной. Если у исследователя одна контрольная группа, то замер в этой группе также проводится до и после воздействия независимой переменной на эксперименталь­ную группу. В тех случаях, когда результаты экспериментального исследования должны быть особенно чистыми, подбираются две идентичные контрольные группы, в одной из которых замер факто­ров производится до воздействия независимой переменной на экспе­риментальную группу, а в другой — после воздействия.

Схематически проведение эксперимента с контрольными группа­ми выглядит следующим образом (табл. 5).

Если Д1 представляет собой значимую величину, ее нужно вы-

Таблица 5

Изменение производительности труда

Последовательность втапов

эксперименталь- контрольная группа
ная группа "

Оценка состояния объектов до эксперимента 111 п}

Воздействие экспериментальной переменной Производится Н° производится
Состояние объекта после эксперимента Щ П|

Различие П{ — Па = Д;П{—П^ = Д1 424

■честь пз основной величины Д, чтобы получить чистое различие, относящееся только к предъявляемому материалу.

Введение второй контрольной группы преобразует схему в сле­дующую (табл. 6).

Таблица 6

Изменение производительности труда

Последовательность этапов

эксперименталь- контрольная груп- контрольная
ная группа па 1 группа 2

Оценка состояния объекта IIj П} П\

до эксперимента

Воздействие оксперимен- Производится Не производится Производится тальной переменной

Оценка состояния после FJj П^ П|

эксперимента

Здесь действие основного экспериментального фактора (Ф) опре-деляется следующим образом: Ф = Д — Д1 + Д2.

Если в экспериментальной группе после воздействия независимой переменной произошли изменения по каким-то характеристикам (улучшилась или ухудшилась организация труда, возросло или упало качество продукции, произошло перераспределение трудовых функ-> ций, группа стала более дружной или, наоборот, отношения обостри-" лись, увеличилась или уменьшилась текучесть и т. д.), а в контроль­ной группе сохраняются исходные условия и ее деятельность не из­менилась, то можно считать, что изменения в экспериментальной группе связаны с воздействием независимой переменной.

Методы единственного различия. Схема эксперимента по едип-«ственному различию состоит в следующем. Обозначим такие факто­ры исследуемой группы, как ее размер (т. е. количество членов), степень текучести, уровень специальной подготовки, размер зарпла­ты, сплоченность, организация труда и т. д., через а, б, в, г, д, е, а независимую переменную (например, изменение системы, оплаты труда) — Е. Результат некоторого производственного цикла обозна­чим К, а результат экспериментального цикла — (К + Л). Тогда ло­гическую последовательность такого доказательства можно сформу­лировать таким образом.

1. Контрольная группа: схема факторов а, б, в, г, д, е является
сложной причиной возникновения явления К.

2. Экспериментальная группа: система факторов а, б, в, д, Е
является сложной причиной возникновения явления К + Л.

Следовательно, Е является причиной возникновения Л и измене­ний в К.

Эта же схема в более строгой форме выглядит так:

1. а, б, в, г, д, е-»-К.

2. а, б, в, г, д, Е К + Л.

-125

Следовательно, Е является причиной К + Л.

Метод сопутствующих изменений. Схема сопутствующих измене­ний включает:

контрольную группу а, б, в, г, д, о-»-К

экспериментальную группу а, б, в, г, д, е'->- К1

а, б, в, г, д, е2->-К2 а, б, в, г, д, еэ-»-К3

Изменения е являются причиной изменения К. При такой схеме последовательно меняется состояние е (е1, е\ е3) и прослеживается влияние этого изменения на величину К.

Последовательный эксперимент. В последовательном эксперимен­те контрольная группа отсутствует. Одна и та же группа выступает в нем как контрольная до введения независимой переменной и как экперименталъная после того, как независимая переменная ока­зала {или могла бы оказать) предусмотренное действие. Доказатель­ство гипотезы в этом случае опирается на сравнение двух состояний объекта наблюдения в разное время.

Подобная ситуация возникает довольно часто из-за отсутствия достаточных средств или при необходимости сократить сроки под­готовки и осуществления эксперимента.

Процедура проведения такого эксперимента:

1. Контрольный этап:

а) объект М до воздействия независимой переменной Е;

б) а, б, в, г, д, е в момент t приводит к К.

2. Экспериментальный этап:

а) объект М после воздействия независимой переменной Е;

б) а, б, в, г, д, е вмомент времени (' приводит к К1 + Л. Е «вызывает» Л
и изменения в К.

Процесс доказательства в этом случае претерпевает существен­ные изменения. Вместо сравнения двух групп — экспериментальной и контрольной — сравнивается один и тот же объект с самим со­бою — «до» воздействия независимой переменной и «после» того, как она сработает. Как бы ни были точны измерения переменных на контрольном этапе, т. е. в момент времени t, исследователь по сможет в полной мере использовать нх в качестве аргумента для строгого доказательства гипотезы, так как* неизвестно, в каком со­стоянии был бы данный объект без воздействия экспериментальной переменной в момент времени tl.

По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в со­циологии делятся на полевые и лабораторные.

Полевой эксперимент. Для полевого исследования характерна максимально естественная ситуация (производственная среда, учеб­ный класс и т. д.), исследуемые с его помощью объекты сохраняют, как правило, свои обычные связи.

Среди полевых экспериментов различают контролируемый и ес­тественный. Примером схемы контролируемого эксперимента могут служить табл. 3 и 4. Предполагается, что исследователь имеет опи­сание факторов, составляющих социальный объект, и условий его

существования и вводит в действие независимую перемеппую как гипотетическую причину предполагаемых в будущем изменений.

Естественный эксперимент. Под естественным экспериментом понимается такой эксперимент, в котором исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную, а также не воздействует ею на экспериментальную группу. Исследователь не осуществляет тем самым активного вмешательства в обычный ход дела, а всего лишь наблюдает' и ждет, пока в исследуемом процессе самостоятельно наступит интересующее его четко выраженное из­менение, которое сыграет роль независимой переменной7. Такие эксперименты могут быть только полевыми.

Ситуация естественного эксперимента возможна как по схемо с двумя группами (контрольной и экспериментальной), так и по схеме «до» и «после».

Если в рабочем коллективе меняется структура административ­ного подчинения, это мероприятие может быть использовано в на­учно-исследовательских целях. До его проведения осуществляется всесторонняя регистрация интересующих социолога показателей (характера производственных и личных взаимоотношений, эффектив­ности работы и пр.). Они сравниваются с аналогичными показате­лями после изменения, а также сопоставляются с динамикой изме­нений в сходном коллективе, не подвергавшемся перестройке.

Естественные эксперименты обладают тем преимуществом, что все связи и отношения объекта наблюдения, как внутренние, так и внешние, остаются без всякого изменения. Если подготовка к тако­му эксперименту проводится достаточно тщательпо и заблаговре­менно, то чистота и достоверность выводов при его проведении об­ладают максимальной вероятностью.

Недостатки естественного эксперимента — редкость возникнове­ния соответствующей ситуации и трудность заблаговременного по­лучения информации о предстоящей возможности организации та­кого эксперимента. Не менее существенным недостатком является трудность в определении тех факторов, которые могут оказать влия­ние на изменение переменных, и практическая невозможность мани­пулировать ими.

Тем самым социолог по существу лишается такого важного пре­имущества экспериментального исследования, как выигрыш во вре­мени при проверке своих гипотез. Весь эксперимент приближается к своеобразному, хорошо подготовленному наблюдению развития естественного хода событий. И все же естественный эксперимент яв­ляется весьма важным моментом конкретного социологического ис­следования, особенно в области изучения сложных общественных явлений, требующих учета многих факторов.

Лабораторный эксперимент. Лабораторный эксперимент пред­ставляет собой исследование в некоторой искусственной среде. Ис­кусственность последней заключается в том, что объект наблюдения

7 В методической литературе такой эксперимент часто пазывают пассивным, или экспериментальным, наблюдением.

из своей обычной, естественной среды переносится в обстановку, ко­торая позволяет добиться высокой степени точности в наблюдении за его поведением.

Точность измерения интересующих исследователя изменений обеспечивает более строгий контроль как за независимой, так и за зависимой переменными. Стабильность лабораторной обстановки, оснащенность специальной аппаратурой дают возможность большего манипулирования переменными.

Однако и здесь, встречаются различного рода трудпости. Это прежде всего необычность самой лабораторной обстановки, наличие приборов и присутствие экспериментатора и осознание объектом эксперимента- (испытуемым) исключительности и искусственности ситуации. Требуется большая предварительная подготовка и даже включение в число испытуемых специальных сотрудников — помощ­ников исследователя, чтобы добиться большей естественности в по­ведении исследуемых объектов, что тем не менее пе гарантирует от значительных ошибок.

Особое место в проведении лабораторного эксперимента занимает организация экспериментальной ситуации и управление ею. Пос­ледняя бывает естественной и игровой. Для участника лаборатор­ного эксперимента она, как правило, вначале имеет характер свое­образной игры. Этот характер не смогут изменить никакие увеще­вания относительно важности эксперимента и никакие инструкции типа «представьте себе, что...».

Одним из лучших способов приблизить ситуацию к естественной является постановка задачи, достаточно трудной и интересной для участников эксперимента. Здесь может оказаться полезным вовле­чение людей в дискуссию или обмен впечатлениями, опытом и т. п. Иногда полезно ставить задачу, от успешности выполнения которой будет зависеть, например, оплата исследуемого.

Практика организации и проведения лабораторных эксперимен­тов показала, что далеко не тривиальными являются, например, требования к инструктажу всех участников эксперимента. Важно добиться, чтобы участники получали четкую и ясную задачу их предстоящей деятельности и чтобы все они одинаково, т. е. одно­значно, в одном и том же смысле поняли ее. Сама задача не долж­на быть громоздкой и слишком сложной, так как это отрицательно влияет на реальность экспериментальной ситуации.

Лабораторный эксперимент по сравнению с полевым обладает положительными и отрицательными чертами. Каждый из этих экспе­риментов должен быть использовап в ситуации, где могут про­явиться его сильные стороны и, наоборот, могут быть сведены к минимуму его отрицательные черты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: