Вводная часть. психологии и педагогика

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

психологии и педагогика

полковник внутренней службы

А.В. Шленков

«___»______________________2013г.

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Юридическая психология»

ТЕМА 4: «ПСИХОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ТРУДА»

Психология»

Специализация: «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

СМК-УМК 4.4.2-45-12

Санкт-Петербург

I.Учебные цели:

1. Познакомить с профессиональной деятельностью юриста.

2. Дать характеристику личности юриста.

II. Воспитательные цели

Овладеть способами сопоставления действий специалиста данного профиля с нормами законода­тельства, которые охватывают профессиональную сферусудей, прокуроров,для которых характерна высокая эмоциональная напря­женность труда.

III. Расчет учебного времени.

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Общая социально-психологическая характеристика профессиональной деятельности юриста. 2. Познавательная подструктура профессиональной деятельности юриста. 3. Понятие, структура, виды профессионального общения юриста. 4. Общие социально-психологические закономерности профессионального общения юриста. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ  

IV. Перечень литературы и учебно-методических материалов для подготовки к практическому занятию

1. Еникеев М.И. Юридическая психология. М., 2007.

2. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2009.

3. Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. М, 2010.

V.Учебно-материальное обеспечение

- мультимедийный проектор, компьютерная техника;

- слайды.

VI. Текст лекции

Вводная часть

Психология юридического труда:

1) исследует психические закономерности пра­воприменительной деятельности;

2) разрабатывает профессиограммы юриди­ческих профессий;

3) разрабатывает психологические основы ин­дивидуального стили и мастерства;

4) воспитывает профессиональные навыки и умения;

5) подбирает кадры;

6) разрабатывает стиль руководства правоохра­нительной деятельностью;

7) разрабатывает профессиональную ориента­цию, профессиональный отбор и формирование личности работников правоохранитель­ных органов и др.

Юридическая деятельность требует большо­го напряжения и добросовестности, а также зна­ний. Это очень ответственный труд, который ос­нован на неукоснительно соблюдении норм закона. Труд юристов имеет целый ряд особен­ностей, отличающих его оттруда большинства людей других профессий. Юридические профес­сии отличаются широким кругом решаемых за­дач. Каждое дело для юриста является новой задачей, и чем меньше шаблонов он будет ис­пользовать при решении дела, тем больше ве­роятность нахождения истины. Юридическая деятельность является очень сложной и при всем ее разнообразии полностью подвергает­ся правовому регулированию. Данный факт накладывает отпечаток на личность каждого юриста. При планировании и организации своей деятельности каждый юрист должен мыслен­но сопоставить действия с нормами законода­тельства, которые охватывают сферу этих дей­ствий. Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только об­разования и призвания, но и большого жизнен­ного опыта, а также профессиональных навыков и умений. Сюда можно отнести профессии судьи, прокурора и для юридических профес­сий характерна высокая эмоциональная напря­женность труда, это связано л. отрицательными эмоциями и с необходимостью их подавлять.

Для большинства юридических профес­сий характерной чертой является органи­зационная сторона Деятельности, которая имеет дм основных аспекта:

1) организация собственной работы на протяжении рабочего дня, недели и организация
работы по делу вусловиях ненормированно­го рабочего дня

2) организация совместной работы с иными должностными лицами и правоохранительными органами, а также другими участниками.

Основной задачей психологии юридичес­кого труда является выявление рационального соотношения между Личностью и требованиями, которые предъявляются к ней соответствующей профессией. Психология труда для изучения этих закономерностей использует методы и теорети­ческие положения и экспериментальные данные различных наук: общей и дифференциальной пси­хологии, юридической социологии, уголовного права, уголовного процесса, криминалистики и др.

Профессиональной этикой называют нормы поведения, которые обеспечивают нрав­ственный характер тех взаимоотношений меж­ду субъектами, которые вытекают из их профес­сиональной деятельности. Существуют еще и специальные нормы поведения для некоторых видов профессиональной деятельности несмот­ря на всеобщий характер моральных требова­ний и наличие единой трудовой морали класса или общества.В юридической деятельности необходимыпрежде всего повышенная мера моральной ответственности, обостренное чувство долга, соблюдение дополнительных норм поведения. Успешное выполнение юристами своих профес­сиональных обязанностей подразумевает единений квалифицированности специалистов с глубоким сознанием ответственности и готов­ностью к безукоризненному выполнению своих профессиональных обязанностей.Профессиональная этика требует от юристов неподкупности, верности букве, закона, соблю­дения равенства всех перед законом.Обязательно следует, учитывать важность профессиональной квалификации юриста, ко­торая дает право заниматься избранной дея­тельностью и определяет отношение к нему коллег и людей, с которыми он сталкивается при осуществлении своих профессиональных пол­номочий.Самым основным и главным принципом пра­воприменительной деятельности является справедливость. Без справедливости деятель­ность юристов в правовой сфере теряет свой смысл и сущность. От юристов требуются такие качества, как: объективность и беспристраст­ность, независимость, соблюдение прав челове­ка с учетом презумпции невиновности. Чем выше профессиональное мастерство юриста, тем выше его этические нормы. Чем выше этиче­ские нормы юриста, тем выше профессиональ­ное мастерство юриста.

Принципами право­применительной деятельности являются такие, как: справедливость, объективность, бес­пристрастность, независимость и соблюдение прав человека, выражающие главные и основ­ные нравственные требования, следование ко­торым обязательно для всех юристов в различ­ных ситуациях. Эти принципы выражают сущность профессиональной деятельности и являются линией поведения юриста. Профес­сиональная юридическая деятельность харак­теризуется сложностью и многогранностью, она представляет собой иерархическое и многоу­ровневое явление. Психологический анализ профессиональной юридической деятельности всегда дает возможность выделить ряд этапов, через которые происходит движение к конечной цели для юриста, а именно к установлению ис­тины. В профессиональной юридической дея­тельности выделяются следующие стороны: познавательная, коммуникативная, удостоверительная, организационная, реконструктив­ная, социальная.

Учебные вопросы:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: