double arrow

К ИЗБРАННЫМ ФИЛОСОФСКИМ ТЕКСТАМ

I. Мамардашвили М. К. Из лекций по социальной философии // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996.

Какую задачу ставит перед собой Мамардашвили в своих лекциях?

Какие феномены, с точки зрения Мамардашвили, всегда находятся в центре философского внимания? О каком понимании философии это говорит? Каково место социальной философии в структуре философского знания?

Как вы понимаете высказывание Мамардашвили, что философия не только рассуждает о «собирании», но сама есть инструмент «собирания»?

Какие синонимы к понятию «собирания» вы можете подобрать?

На каком примере Мамардашвили иллюстрирует феномен «собирания»?

Какую проблему поднимает Мамардашвили, когда говорит об отвлеченности социальной науки? Может ли быть социальная наука столь же схематичной и априорной, как естественные науки?

Как вы думаете, каким пониманием предмета социальной философии продиктована позиция Мамардашвили?

Какие формы общественной жизни выделяет Мамардашвили?

Каково назначение «сложных форм», «мускулов» общественной жизни?

Какие примеры «элементарных форм общественной жизни» приводит Мамардашвили?

Какой тип человека порождают «элементарные формы общественной жизни»? Примеры Мамрдашвили.

Как вы полагаете, не вытекает ли из рассуждений Мамардашвили более широкая проблема - соотношение сложности и простоты в общественной жизни, в разных формах человеческой деятельности (политической, эстетической, религиозной, правовой и т. п.)? Что вы можете сказать по этому поводу?




Когда появляется опасность сползания к «элементалу»?

В чем разница социально-философского подхода к действительности и морализаторства? Примеры Мамардашвили.

Как вы полагаете, можно ли считать, что «социальная сложность» есть форма, без которой невозможно то или иное содержание? Будет ли тогда морализаторство пренебрежением к форме?

К каким образам и понятиям прибегает Мамардашвили, определяя тоталитаризм? Почему при научной оценке тоталитаризма недопустимо морализаторство?

Что в этой связи говорит Мамардашвили о традиции русской социальной философии? Как вы полагаете, «преступление и наказание» в русской мысли - это вопрос формы или содержания (то есть вопрос правовой или нравственный)?

Каков смысл одного из законов «социальной сложности» - «Н+1»?

Каков смысл социального «закона интеграла действия»?

Каков смысл социального «закона конечности действия»?

Каков смысл «социального закона пульсации»?

Каков главный пафос социальной философии М. К. Мамардашвили? Какие философские проблемы вы хотели бы поставить после прочтения текста Мамардашвили?






Сейчас читают про: