Организация как система; социальная организация, хозяйственные организации; организация и управление
Основные понятия
Организация | Группа людей, согласованно работающих для достижения общих целей[1] |
Предприятие | Коммерческая организация |
Управление | Воздействие на объект для приведения его в желаемое состояние |
Менеджмент | Управление для достижения необходимых экономических/коммерческих результатов |
Руководитель | Сотрудник, осуществляющий управление другими сотрудниками в рамках вертикального разделения труда |
Менеджер | Сотрудник, принимающий решения, существенно влияющие на экономические результаты организации (предприятия) |
Моделирование
«Самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что перед тем как построить дом, он предварительно построил его в своем воображении» (К. Маркс). Любой человек изучает окружающий мир и принимает решения, используя модели.
Модель | Описание (представление) системы, отражающее ее свойства, существенные для изучения системы с точки зрения избранного подхода |
Модель объекта | Объект, свойства которого в определенном смысле соответствуют выделенным свойствам моделируемого объекта |
Таким образом, модель – материально или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале. Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими гносеологическими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез. Поэтому естественно задать вопрос: является ли моделирование особым методом научного познания, не является ли оно синонимом процесса теоретического исследования или процесса познавательной деятельности вообще? Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Модель выступает как своеобразный инструмент для познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект.
|
|
Процесс моделирования включает три элемента:
1) субъект (исследователь);
2) объект исследования;
3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Модели являются мощным средством познания действительности, так как открывают широкие возможности экспериментирования в тех сферах, где проведение натурного эксперимента по тем или иным причинам невозможно. К таким сферам следует, прежде всего, отнести экономику.
|
|
Модель – это, прежде всего, инструмент исследования объекта. Модель может быть использована в качестве инструмента для контроля, оценки и анализа деятельности системы, в качестве средства обучения и т. д.
Моделирование включает в себя:
1) создание (конструирование) модели;
2) исследование модели;
3) изучение реального объекта на его модели.
В зависимости от типа используемых шкал выделяются метрические и неметрические модели. Под метрической моделью понимают математический алгоритм, связывающий между собой значения ненаблюдаемой (латентной) переменной и определяющих ее наблюдаемых параметров (индикаторов). Неметрические модели отображают структурные характеристики и отношения между изучаемыми явлениями.
По целям построения можно выделить модели дескриптивные и нормативные. Дескриптивные (описательные) модели отвечают на вопрос: как это происходит? или как это может развиваться?, т. е. они только объясняют наблюдаемые факты и дают пассивный прогноз. Примерами дескриптивных моделей выступают некоторые виды производственных функций. При оценке параметров описательной модели решается задача аппроксимации, т. е. установления статистического соответствия между параметрами модели и переменными исследуемого (управляемого) объекта. Нормативные модели отвечают на вопрос: как это должно быть? Они нацелены в основном на достижение каких-то определенных состояний изучаемой хозяйственной системы, и главное внимание в них уделяется именно изучению оптимальных состояний системы. Основная цель их состоит не столько в отражении действительности, сколько в определении рационального способа поведения. Эти модели представляют собой «идеальные построения».
Можно построить различные модели предприятия (как и системы управления предприятием), например, по объекту моделирования:
· Функциональная модель (элемент – «действие»).
· Структурная модель (элемент – подразделение или должность).
· Модель информационных потоков (элемент – единица информации, например, документ или показатель) и другие.