Соотношение гражданского общества и государства

Общество в отличие от государства существовало всегда. Гражданское общество как общество равноправных граждан, проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации появилось и сформировалось примерно с конца XVII по конец XIX века. Это случилось в наиболее развитых странах в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и свободе, на свободном предпринимательстве и частной инициативе. Законодательно признание правового равенства людей и правящих и управляемых на основе наделения их правами и свободами признается главным признаком и основой гражданского общества. Верховенство права над государством обеспечивается разделением властей и особым высоким положением законодательной власти, занимающейся поиском и фиксацией права, ее прямой зависимостью через выборы от народа, а также полноправной ролью суда, доступного и справедливого для всех.

Гражданское общество изменило значимость конституции страны. Да, этот основной закон, который определяет устройство государства, но это и основной закон, где зафиксированы право и свободы гражданина. В результате конституция становится соглашением гражданского общества и государства о разграничении сфер их деятельности: для государства - публичная власть сфера общих интересов, для общества - сфера индивидуальных свобод, частных интересов.

Диалектика развития конституции состоит в том, что в ней все более четко закрепляется идея ограничения обществом власти государства. Она становится основным законом, своеобразным договором между обществом и государством о распределении между ними власти.

Гражданское общество стимулирует государство расширяет контроль представительных и судебных органов за деятельностью центральной и местной исполнительной власти, увеличивает круг лиц участвующих в выборах, в политической деятельности, усиливает зависимость представительных органов власти от действующих в обществе политических партий и движений, в том числе притязающих на выражение и защиту интересов трудящихся, а также социально обездоленных.

Развитое гражданское общество постепенно снижает функцию государства как "ночного сторожа". В его деятельности все большее место занимают такие общественные функции как организация социального обеспечения, управление народным образованием, здравоохранением. Повышается роль государства и в регулировании экономических отношений, в частности, развивается институт государственного контроля, государство спорадически вмешивается в экономику в целях смягчения и преодоления кризисных явлений. Расширяется сфера действия публичного права, активно развивается социальное законодательство.

Нормальное цивилизационное государство современности - правовое и социальное государство с развитыми институтами представительной и непосредственной демократии, с различными формами самоуправлений, с подчиненностью всей системы должностных лиц закону и контролю со стороны представительных учреждений, выборностью ряда руководящих звеньев управленческого аппарата, с гласной государственной деятельностью и ответственностью должностных лиц перед общим судом.

Гражданское общество становится более сильным, чем государство и стремится его подчинить, максимально развить в нем функцию управления делами всего общества. Это делается через институты демократии, через законодательство, основанное на признании и гарантиях прав и свобод человека, через общественное мнение, многопартийную систему, группы влияния и свободную прессу.

Право этого периода все более становится возведенной в закон волей не только буржуазии, но воли и интересов всех классов и социальных групп, всего общества. Оно устанавливает не только формально равное для всех право, но и в значительной мере социальное право, дающее ряд льгот и преимуществ обездоленным слоям общества, обеспеченное рядом материальных гарантий.

Власть отделяется от собственности, управление общественными делами переходит в руки ученых-специалистов, так называемых менеджеров при сохранении традиционных институтов демократии и политического плюрализма. Народы общаются на основе всемирного рынка, возрастает реальная роль международных пактов о правах человека, повышается авторитет ООН и других международных организаций; повсеместно развивается демократия с перспективой замены государства общественным самоуправлением.

Однако, перспективы развития гражданского общества могут быть различными. Несомненно, часть из них оптимистична. Однако, история цивилизации знает и откаты назад.

Тоталитаризм - извращенная форма государства, фактор, который сворачивает основные институты гражданского общества. Порой такое государство безосновательно рассматривается как скорый выход из кризисных ситуаций, социальных бедствий, антагонизмов и конфликтов, как этап на пути к гражданскому обществу. Для такого государства характерны сначала ограничения, а затем и полная отмена гражданских прав человека, запрет какой бы то ни было оппозиции и самостоятельной мысли, перестройка основанных на равенстве горизонтальных связей членов общества в вертикальные структуры, подчиненные правящей иерархии, бесконтрольно распоряжающейся людскими и материальными ресурсами. Делается это якобы во имя общего блага, подлинных интересов нации или народа, причем оправдываются вышеназванные ограничения тем, что кроме крайних мер отсутствуют другие способы спасения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: