В психологическом плане значительный интерес представляет близкая к рассмотренной проблема отношения к своему дефекту индивида. У лиц, имеющих дефект, часто возникает чувство неполноценности. Он может оказать влияние на весь жизненный путь личности.
Педагоги нередко сталкиваются с особым стилем поведения детей, страдающих косметическими, речевыми и другими дефектами. Иногда наличие дефекта становится причиной невротических и патохарактерологических развитий.
Особый интерес представляет исследование отношения индивида к своему дефекту при одновременном учете отношения к последнему окружающих лиц ввиду решающей роли социальной среды в формировании системы отношений личности.
В исследовании А.Б. Хавина заикание было избрано в качестве весьма удачной модели для изучения некоторых общих вопросов, связанных с отношением к своему дефекту индивида и его окружения.
Как и другие физические недостатки, заикание ставит человека при общении в неблагоприятные условия, привлекая внимание окружающих. Возникнув в раннем детстве, заикание становится постоянным фрустрирующим фактором и может оказать неблагоприятное влияние на формирование личности больного. Как отметил В.М. Шкловский, у части больных с особо выраженными формами заикания дезорганизуется вся система личностных отношений. Отмечаются выраженные невротические нарушения: чувство собственной неполноценности, тревожная мнительность, непреодолимый страх речи, сужение круга интересов и сосредоточение внимания на дефекте речи. Возникают большие трудности при получении образования, существенно нарушается трудовая и практически исключается всякая общественная деятельность, социальные связи больных резко ограничены.
Вместе с тем, специфичность заикания состоит в том, что вне общения, дефект, как правило, не проявляется, а в коммуникативных ситуациях носит непостоянный характер. Это служит основанием для его изучения не только дефектологией, но и психоневрологией, где заикание рассматривается как системный речедвигательный невроз.
Остановимся на основных результатах, полученных Хавиным. Первой задачей работы явилось изучение зависимости оценки окружающими степени заикания от уровня социальной адаптации пациента. Использовался набор психологических методик /многопрофильный личностный опросник, методика для изучения фрустрации Розенцвейга, социометрический метод и др./. Исследование проводилось на заикающихся, объединенных для лечебного процесса в группы /7 групп, всего 83 испытуемых/. По истечении 2 месяцев занятий, проходивших через день, проводился эксперимент. Каждому члену группы предлагалось оценить по 5-балльной шкале степень заикания всех других членов группы, считая, что 5 означает самую тяжелую степень заикания, а 1 - наилегчайшую. Затем определялась средняя оценка группой степени заикания у каждого её участника. Эта оценка сравнивалась с оценкой эксперта-логопеда. Параллельно для получения социоаффективного образа группы проводилось обследование с помощью социометрического метода. При подсчете социометрического статуса первый выбор оценивался 5 очками, второй -3, остальные - 1 очком со знаком плюс или минус. Положительный статус вычислялся как частное от деления количества набранных очков на число максимально возможных. Аналогично вычислялся отрицательный статус. Лидерами, по принятой в социометрии терминологии, считались лица с наиболее высоким положительным статусом в группе. К отверженным относились те, у кого положительный статус не превышал отрицательного, а к изолированным - пациенты, к которым более половины членов группы не определило отношения.
При сопоставлении групповой оценки, рассчитанной с точностью до 1 балла, с экспертной оценкой оказалось 18 несовпадений из 83 случаев.
Все ошибки можно было разделить на две категории. Группа переоценивала дефект индивида при слабой или средней степени его выраженности, если по статусу он относился к отверженным или изолированным. Из 11 подобных случаев было сделано 10 ошибок. Группа недооценивала дефект индивида, выраженный в тяжелой степени, если по статусу в группе он занимал первое или второе место. Из 10 человек с таким статусом, имеющих тяжелую степень заикания, у 8 группа недооценивала дефект.
Для уточнения зависимости между величиной статуса и тенденциозностью оценки дефекта из испытуемых на основании социометрического статуса были условно выделены три подгруппы: с высоким, средним и низким статусом. Отношение ошибок в сторону недооценки к ошибкам в сторону переоценки относительно членов групп с высоким, средним и низким статусом оказалось соответственно: 12:3, 8:4, 2:11, т.е. при оценке выраженности дефекта у лиц с высоким статусом чаще совершается недооценка, а с низким - переоценка. Эта зависимость статистически достоверна.
Таким образом, в этой серии исследований было показано, что отношение окружающих к дефекту речи у больных с заиканием определяется уровнем их социальной адаптации, прочностью интериндивидуальных связей, преломляется сквозь призму сложившегося к нему отношения. При высоком уровне социальной адаптации реакция на дефект нивелируется, при низком - наоборот, переоценивается.
При исследовании лиц с высоким и низким социометрическим статусом с помощью шкал самооценки, тревожности, методики фрустрации, незаконченных предложений, многопрофильного личностного опросника оказалось, что члены группы с низким статусом отличались от членов групп с высоким статутом рядом устойчивых характеристик, указывающих на снижение социальной адаптации, подверженность невротическим реакциям.
Таким образом, отмечает Ховин, для невротической личности дефект становится значимым уже потому, что окружающие воспринимают его иначе, чем у личности с отсутствием дезадаптации, имеющей большие шансы завоевать авторитет. Следовательно, при наличии у ребенка дефекта только благоприятные условия воспитания могут нейтрализовать его фрустрирующее влияние.
Исследования проводились с помощью ряда психологических методик на тех же группах заикающихся. Для выяснения отношения к своему дефекту больным давалось задание расставить членов своей группы, включая себя, по степени убывания дефекта. Далее сопоставлялись результаты исследования заикающихся, которые по оценке эксперта занимали ниже четвертого места в своей группе. Оказывается, что 15 из 19 человек с JCR ³ /методика Розенцвейга/ ³ 64,3 имели тенденцию недооценки дефекта, у 9 из 10 человек с JCR > 64,3 отмечалась противоположная тенденция. Среди членов групп с высоким социометрическим статусом относительно переоценивали свой дефект 4 человека, со средним – 6 и с низким статусом 13 человек. Полученные зависимости статистически достоверны. Таким образом, заикающиеся, подверженные фрустрации, со снижением социальной адаптации склонны к фиксации на дефекте. При исследовании больных с помощью шкалы Тейлора было установлено, что в целом у заикающихся тревожность умеренно повышена, причем прямая зависимость между внешним проявлением дефекта и повышением уровня тревожности отсутствует. Следовательно, степень дефекта не является решающей для уровня невротизации. Однако логофобия увеличивается с нарастанием общей тревожности.
Среди других результатов, полученных автором, заслуживают упоминания данные о том, что у интровертов в переживании своего речевого дефекта ведущее место занимает фибический компонент. Это понятно, если учесть предрасположенность лиц с выраженной интроверсией к невротизации по тормозному типу. Дефект способствует переходу от робости, негибкости в общении в отгороженность от окружающих с сопутствующим повышением тревожности и логофобии. При неуверенности в себе, чувстве малоценности на первый план выступает не собственно заикание как помеха для самореализации, а смущение перед реакцией окружающих на нарушение речи, что и является особенно характерным для интровертов с тяжелой степенью заикания. Таким образом, исследования Хавина подчеркивают необходимость учета при изучении внутренней картины болезни отношения к дефекту /болезни/ социального окружения пациента. Как было показано, отношения к своему дефекту индивида и его окружения глубоко взаимосвязаны. Данные литературы и приведенные результаты исследования, выполненные на моделях малопрогредиентной шизофрении и такого частого дефекта речи, как заикание, подчеркивают необходимость более широкого изучения специфики, структуры и особенностей формирования внутренней картины болезни в целостной системе отношения личности и требуют одновременного учета как клинических, так и психологических факторов болезни в их диалектической взаимосвязи.
Только на основе таких исследований может быть раскрыто подлинное значение проблемы внутренней картины болезни для лучшего понимания психологических аспектов клиники и патогенеза различных заболеваний, построения и осуществления патогенетически обоснованных лечебных воздействий, содержательных психогигиенических и психопрофилактических программ.