Смерть вызывает у человека беспокойство своей неизбежностью, неотвратимостью, с одной стороны, и неопределенностью наступления - с другой. Здоровый или временно больной человек подавляет и вытесняет мысль о смерти. Танатофобия /навязчивый страх смерти/, которой страдает человек, которому смерть непосредственно не угрожает, - это признак невроза. С проблемой умирания и смерти медицинский работник встречается особенно при контакте с очень тяжело и длительно страдающими больными. В прошлом «душевное утешение» таким больным предоставляли священники и религиозные организации. Измененные социальные условия с уменьшением религиозности ставят на место священника врача, медицинскую сестру, психолога. Они должны были бы обеспечить больному право на достойное умирание. Для этого необходимо рассмотреть в особенности биологические, клинические, психологические и философские взгляды на смерть и подготовить психотерапевтические методы, с помощью которых можно было бы справиться с критическим психическим состоянием больного. Однако танатология /т.е. наука о смерти/ находится лишь в начале своего развития.
|
|
Вкладом в эту проблему являются так называемые психологические вскрытия, проводимые в институте гериатрии в Массачусетсе. На конференции лечащих врачей, медицинских и социальных сестер, психологов, психиатров и священников оценивается жизнь умершего, главным образом, перед началом смертельного заболевания и его поведение в течение болезни. Исследования показали, что наступлению смерти может в большой степени способствовать сильный эмоциональный и социальный кризис, ее может ускорить капитуляция и особенно потеря способности очень старых и слабых больных понять окружающий мир. Эти больные также испытывают наибольший страх смерти. «Психическая аутопсия принесет не только пользу. Мы больше узнаем о том, как обращаться с больными, узнаем их потребности и будем иметь возможность сделать то, в чем умирающий действительно нуждается. Кроме того, психологические вскрытия могли бы способствовать пониманию нужд старых людей и старости» /из наблюдений психолога института гериатрии/.
В прошлом человек с детства встречался со смертью родственников и близких. Эта личная конфронтация все больше уменьшается. В связи с более частым умиранием в больницах смерть инсимиуционализируется. До своих 6 лет ребенок имеет представление об обратимости смерти. Полное понимание ее неотвратимости наступает примерно в пубертатный период. Религиозные представления о загробной жизни у детей сейчас являются чрезвычайно редкими.
|
|
Средний возраст, связанный с полной трудовой активностью и, как правило, с богатой и сложной личной жизнью, отодвигает мысль о смерти на край сознания. Угроза жизни в результате болезней кровообращения, злокачественных процессов и тяжелых травм застает многих пострадавших и их родственников психически неподготовленными.
В старости человек понимает близость смерти, но с трудом примиряется с ней. Часто не справляется с повышенными требованиями к адаптации - при уходе на пенсию, смерти партнера, переезде - это подрывает его жизнестойкость и может ускорить его смерть. Естественная смерть - от возрастного одряхления - является скорее исключением. Сама старость - это не болезнь, но она сопровождается многочисленными болезнями. Не только «от возраста нет лекарств», но также и от ряда болезней старости нет пока эффективных средств.
При подготовке человека к смерти можно опереться на некоторые философские определения и примеры. Неизбежность смерти заставляет человека решать, действовать, жить полной жизнью и не откладывать свои действия до бесконечности. Примером философского попирания смерти было мировоззрение Эпикура, который говорил, что смерть нас не касается, так как когда мы здесь, то смерти еще нет, а когда есть смерть, то нас уже нет. По мнению Спинозы, мудрость человека заключается не в мысли о смерти, а в мыслях о жизни. Сдвиг от мысли о смерти к мысли о жизни и к воспоминаниям о ее течении может также помочь умирающему примириться со смертью, а тем самым и облегчить умирание. Это смещение тем легче, чем большую эмоциональную опору имеет умирающий в своем окружении, следовательно, во враче и медсестре.
Профилактически необходимо нарушить табу о смерти и готовиться к ней еще в состоянии полной силы и здоровья. Полезной может быть также и апелляция к альтруизму каждого из нас: сделать собственное умирание переносимым и приемлемым, как можно менее тяжелым для окружающих, оставить о себе самые лучшие воспоминания, проявить сопротивляемость и мужество. Речь идет о мужестве без риска - в отличие от мужества и отваги в обычной жизни. Но мужество по отношению к смерти проявится в том случае, если оно было прочной чертой личности больного. С трудом его может вдохнуть в умирающего извне здоровый человек.
Уже упоминалось о том, что мера страха смерти не соответствует фактической опасности. Является парадоксом, что в цивилизованном обществе, где физическое состояние людей отчетливо улучшается, увеличивается паническое опасение болезни и смерти, в первую очередь опасения болезней, переживаемых как «коварные» /инфаркт, инсульт, рак/. Обратим внимание на некоторые более широкие аспекты проблемы.
Современное промышленное общество создает в людях стихийно-потребительское отношение к жизненным ценностям. Некоторые элементы этого отношения проникают в образ жизни в любом обществе. Возникают определенные правила, в соответствии с которыми гражданин должен обеспечить себе какой-то «обязательный стандарт». Перед его глазами стоят потребительские идеалы /автомобиль, дача, вилла, тип отпуска, одежды, оборудование квартиры/, а также и личные идеалы /внешний вид, сексуальная реализация, спортивная форма/. Так в людях возникает ощущение права, а также обязанности «пользоваться жизнью», потребление перестает быть средством и становится целью, не взирая на цену, которую необходимо платить, будь то в финансовом, медицинском отношении, или в виде создания угрозы для человеческих отношений. Мысль о смерти, о неотвратимом конце отступает в тень социально-психологического процесса. Тяжелая болезнь или неожиданная смерть близких потом действует как ошеломляющий удар на психически не подготовленных потребителей жизни. Излишняя популяризация прогресса медицинской науки иногда поддерживает в людях утверждение в ее почти неограниченных возможностях, что еще больше увеличивает риск разочарования. Особенно те люди, которые не очень заняты на работе и не выполняют полезной общественной работы и остаются в тяжелые моменты одинокими, все чаще возвращаются к мыслям о том, что угрожает их жизни и здоровью.
|
|
Религиозные мыслительные системы, которые в прошлом составляли определенную часть образа жизни, воспитывали в людях определенные «психические антитела» против страха перед болезнью и смертью. Культ страдания в обрядах и молитвах /«Помни о смерти!»/ делал из мысли о смерти, болезни и страданий составную часть психической оснащенности человека, страдание становилось заслугой, которая якобы будет в загробной жизни справедливо оценена. Религиозные институты действовали так с исторической точки зрения в соответствии с интересами правящих властей, но индивидуально или групповым способом они могли предоставить посредством фиктивных ценностей облегчение от жизненных тягот. Атеистическое мировоззрение в сущности содержит гораздо меньше иллюзий, уводящих от жизни-фантазии и ритуалов.
Реакции на опасность или близость смерти:
А) смирение и спокойное принятие неизбежного;
Б) пассивная капитуляция, проявляющаяся в апатии и безразличии;
В) уход в обычные разговоры и воспоминания;
Г) уход в фантазию о бессмертии;
Д) при относительно сохранившихся психических и физических способностях компенсаторная деятельность может быть полезной /завершение работы, решение семейных проблем, путешествие/ или проблематичной и даже вредной /злоупотребление токсическими веществами, переедание, эксцессы в эротике и сексе/.
Реакции на угрожающую смерть часто проявляются невербально, и они не обязательно проявляются в общем поведении или в словесном выражении, а могут быть и отрицательными.
В литературе описываются следующие фазы хронического опасного заболевания:
|
|
А) сознание наличия тяжелой болезни;
Б) внутреннее отрицание опасности;
В) ожесточение и даже гнев /по схеме «почему именно я...?»/;
Г) депрессия с суицидными мыслями и попытками, чаще спонтанными, чем итоговыми;
Д) договоренность - срок в представлении откладывается /«когда сын окончит школу»/;
Е) активное примирение со смертью, хотя надежда на определенное продление жизни сохраняется /«каждый день дорог»/.
Если надежда исчезает, то происходит:
Ж) пассивная капитуляция, отказ от связи с жизнью и потеря интереса к окружающему.
Фазы могут быть более или менее выражены и могут повторяться в соответствии с развитием болезни, ходом лечения и в связи с влиянием окружающей среды.
Собственно умирание. Задержанная смерть - это понятие, вытекающее из новых условий лечения и ухода. Респираторы, искусственное или вспомогательное кровообращение, искусственная почка, электрические стимуляторы функций удерживают деятельность организма в течение месяцев и лет, часто при отсутствии сознания. При нарушении этих искусственных методов жизнь, как правило, быстро прекращается. Эта лечебная техника делает необходимым дать новое определение смерти: смерть организма отождествляется со смертью мозга, главным проявлением деятельности которого, кроме рефлексологических данных, является постоянная изоэлектрическая запись на электроэнцефалограмме, по более новым данным артериографическая блокада при непроходимости капилляров. На практике, разумеется, это выявление проводится в тех случаях, где установление момента смерти имеет большое значение, например, при установлении смерти донора органа, при решении вопроса о дальнейшей реанимации и т.п. Граница между живым и мертвым в такой связи становится менее острой: до сих пор «живой» орган из мертвого тела становится условием для дальнейшей жизни человека, которому угрожает смерть.
То обстоятельство, что труп является единственным источником «запасных частей» для тела больного, совершенно изменяет взгляд на мертвое тело и вызывает серьезные этико-правовые и медицинские проблемы. Необходимо преодолеть барьеры, которые человек испытывает при мысли, что после его смерти будут манипулировать с его телом. При этом психологическая проблематика гораздо сложнее и труднее.
Психология клинической смерти основывается на спорных и ненадежных сведениях. Некоторые люди, выведенные из состояния клинической смерти, говорят, что они видели свет, становившийся все более и более ярким, которого они боялись, но который притягивал их. Это не поддающееся описанию облучение они испытывали, не думая о собственной персоне и не осознавая этого. Возвращение к жизни они переносили как болезненное явление.
В новой связи проявляется проблема эвтаназии, которую дифференцируют на активную и пассивную. Активная эвтаназия - это умышленное умертвление из сострадания по требованию жертвы или без нее. Правовой порядок запрещает ее, активная эвтаназия расценивается как уголовное деяние - убийство. Особенно проблематичной и социально опасной она становится там, где врач или какой-нибудь другой институт решали бы вопрос о «напрасности и ненужности» человеческой жизни. История приводит трагические примеры этого. Нацистские врачи уничтожили в Германии во время второй мировой войны 40 000 психически больных, количество которых в результате этого понизилось до 260 000. Активная эвтаназия - это «метод наполненного шприца».
Пассивная эвтаназия - это ограничение или исключение особенно сложных лечебных методов, которые хотя и удлинили бы жизнь ценой дальнейших страданий, но не спасли бы ее. Речь идет о сокращении дистаназии, то есть «плохого умирания». Это «метод отложенного шприца». Несмотря на то, что и пассивная эвтаназия может быть проблематичной, решающей здесь является «мораль данной ситуации», по которой врач оценивает с точки зрения интересов и состояния больного и реальных лечебных возможностей все «за» и «против».
Психологическая помощь. Врачи стремятся облегчить положение больного путем симптоматического лечения, назначают паллиативные и небольшие манипуляции, которые могут оказать благоприятное действие как плацебо. Врачи придерживаются принципа хорошего ухода и стараются уменьшить физический дискомфорт. Избегают вмешательств, которые сами по себе более неприятны, чем само заболевание. Проявляют понимание страхов и опасений больного, стремятся тактично отвлечь от них внимание его и переключить на более приятные или интересные впечатления и воспоминания из его прошлого. Обеспечивается более частый контакт с родственниками, особенно с родителями больного ребенка. Родственников предупреждают о том, чтобы напрасно не тревожили пациента. Соглашаются с помощью родственников при уходе за больным. Все делается для того, чтобы у больного не возникло ощущения, что он «списан со счета». В заключение беседы и обхода больного надо подбодрить словами «до свидания, до завтра». На вопросы больного о дальнейшем течении и длительности болезни следует отвечать в соответствии с психической сопротивляемостью больного. Положение врача может облегчить то обстоятельство, что и при важных жизненных моментах действуют определенные социальные нормы, которые помогут преодолеть неприятные и сложные элементы контакта /«молчание - тоже ответ», «общественная ложь»/. Большинство больных это понимает и не сердится на врачей за такое поведение. Для трудного разговора с больным желательно неавторитарное, партнерское поведение, связанное с умением слушать и сопереживать. По данным некоторых авторов с этой проблемой хуже справляются те врачи и психологи, которые сами боятся смерти, и поэтому встреча со смертью их больше всего волнует.
При умирании больного необходимо считаться с окружающими больными, которые очень чувствительны к проявлениям профессиональной деформации со стороны персонала.
Например, одна женщина была свидетельницей предсмертного состояния и страха больной, которая лежала рядом с ней в палате. Вместе с другими больными она просила сестру как-нибудь облегчить страдания умирающей. Медсестра ответила: «В этом нет необходимости, она все равно умрет».
Аналогичная сцена была описана в литературе: «Недавно я был свидетелем того, как в больнице умирающую больную вывезли в коридор - за ширму. Вечерело. Сестры, громко переговариваясь, пробегали мимо, смеялись. Звенела посуда. Стукнула крышка мусорного ведра. Умирающая позвала сестру. Сестра сказала: «Но ведь я уже открыла окна настежь! Больше уже невозможно!». Потом шум в коридоре уже несколько утих - хрипение прекратилось. Сестра отодвинула ширму в сторону и подошла к телефону. «Уже все кончено, доктор, вы можете прийти». Двери были открыты, слова разносились по коридору».
Просьба обеспечить возможность достойного и человеческого умирания справедлива и неотложна, она касается всех, без исключения.