double arrow

Беседа. Общая структура


Особенности беседы, ее структура зависят от поставленных за­дач, личности и опыта врача, характера заболевания и этапа лечения. Однако можно выделить и некоторые общие элементы структуры и последовательности каждой беседы. Акценты на том или ином эле­менте беседы могут быть различными в зависимости от характера болезни и ее этапа, методов лечения и личности больного.

Первым ее элементом является установление психологической атмосферы доверия и откровенности в общении терапевта с паци­ентом. С этой точки зрения ошибочным является чрезмерное "выпытывание" больного при сборе анамнеза. Как правило, такая сверх­настойчивость врача вызывает сопротивление, уход и замкнутость пациента. Желательно начинать диалог с уточнения анкетных данных в стиле взаимного знакомства, а не допроса. Это позволит с первых минут задать необходимый тон общения и быстро психологически взаимно адаптироваться.

В процессе беседы врач должен проявлять терпимость к челове­ческим слабостям и категорически избегать роли моралиста. Явно выражаемая врачом моральная оценка негативных поступков боль­ного неизбежно несет в себе элемент осуждения, что затрудняет кон­такт и толкает больного на сокрытие некоторых эпизодов жизни, ко­торые, возможно, существенны для понимания причины болезни. Это, конечно, не означает того, что врач одобряет негативные по­ступки больного, но он принимает его таким, какой он есть. Основ­ная задача врача — лечение, и каждый больной, независимо от его личностных особенностей, имеет право на максимально возмож­ную медицинскую помощь.




Внешний вид врача, поведение, поза, выражение лица — все должно демонстрировать больному искреннюю заинтересован­ность беседой и участие в проблемах больного. Не следует, однако, забывать и то, что диалог с больным — это не праздный разговор, а довольно напряженная работа как врача, так и больного. Поэтому следует избегать и другой крайности — выслушивания нецеленап­равленного "излияния" больного. Необходимо умелое управление ходом беседы с больным, и инициатива в общении должна принад­лежать врачу.

Вторым элементом беседы является предоставление больному необходимой и понятной информации относительно болезни и ле­чения. В беседе не следует употреблять специальную медицинскую терминологию. Несмотря на очевидность этого положения, студен­ты старших курсов и молодые врачи регулярно его нарушают. Веро­ятно, это обусловлено характером обучения, необходимостью осво­ения профессионального языка. Число терминов, которыми должен овладеть студент-медик, по объему эквивалентно изучению трех иностранных языков. Усвоить такой объем информации можно, лишь постоянно используя ее. Все студенты и начинающие врачи вначале испытывают серьезные трудности при общении с больным, который о своем заболевании рассказывает бытовым языком и спо­собен воспринимать только лишенные медицинской терминологии вопросы. Кроме того, не следует забывать, что понятные для больно­го разъяснения, его просвещение способствуют усилению веры больного в врача как знающего специалиста.



Третьим элементом беседы является обсуждение с пациентом динамики проявлений болезни и хода лечения. Здесь важно согласо­вание с больным поэтапного выполнения лечебных задач, степени и формы участия самого больного в лечебном процессе. Врач актив­но поддерживает адекватное этапу болезни поведение больного и сдерживает нежелательные поведенческие реакции.

Четвертым элементом беседы может быть обсуждение какой-либо проблемы больного, связанной с жизненной ситуацией, меж­личностным или внутриличностным его конфликтом. Интерпрета­ция обсуждаемой проблемы в случаях неврозов или другой психогенной патологии направляется на осознание пациентом свя­зей между особенностями конфликта, нарушенной системой его от­ношений, патогенной ситуацией и функциональными болезненны­ми расстройствами.

Пятой, заключительной, частью беседы является подведение итогов. В каждой беседе важно точной формулировкой определить достигнутое и наметить дальнейшие задачи лечения. Не следует за­бывать подчеркивать соответствующее участие самого больного в процессе лечения.



Строя общение с больным, целесообразно понимать, что лучше всего усваивается конец беседы, хуже — начало и совсем плохо — середина беседы. Эмоциональный накал в конце беседы приближает ее к внушению в состоянии бодрствования. После первой же беседы больному необходимо хоть приблизительно знать свою лечебную перспективу и иметь надежду. Если невозможно дать надежду, то хорошо бы поставить цель. Это делает больного активным участни­ком своего выздоровления.







Сейчас читают про: