Эмоциональный аспект беседы и самоконтроль медицинского работника

Наряду с потребностью в разъяснениях, больной всегда испытывает потребность в определенном характере эмоционального обще­ния с врачом. Больному важно видеть в враче не только хорошего специалиста, но и человека, который поймет его переживания, свя­занные с болезнью и его жизненной ситуацией.

Основу такого контакта между врачом и больным составляет до­верительность. Обычно речь идет о доверии больного к врачу, и сама ситуация болезни и ее лечения содействует его повышению. Однако немаловажное значение имеет и определенная степень доверия вра­ча к своему больному. Последнее является существенным факто­ром, определяющим характер эмоциональной дистанции между те­рапевтом и пациентом. Здесь следует различать жалость ("мне жаль Вас"), симпатию ("я сочувствую Вам") и эмпатию ("я с Вами"). Эмпатический подход необходим врачу прежде всего как человеческое отношение к пациенту, именно он необходим для углубления дове­рительного контакта.

Беседуя с пациентом и наблюдая за ним, врач нередко акцентирует внимание лишь на его реакциях и поведении и значительно реже — на своих собственных чувствах и поведении. Врачу следует помнить, что суть межличностного общения состоит в постоянном действии "об­ратной связи". Врачу необходимо поддерживать в себе определенный эмоциональный самоконтроль, чтобы сохранить благожелательность даже при раздражительности, неадекватных реакциях и неадекватных установках больного. Скрываемое или недостаточно осознаваемое врачом негативное отношение к пациенту приводит к ухудшению кон­такта, так как больной улавливает невербальные проявления эмоций (мимика, жесты, интонации голоса) и тем самым получает представ­ление об истинном отношении к нему врача.

Невербальное поведение врача особенно обостренно восприни­мается мнительными и недоверчивыми пациентами. Они часто больше верят выражению лица врача, чем его словам, и это иногда может послужить источником "немой" ятрогении. В отношении та­ких пациентов весьма важным является убедительность и уверен­ность в разъяснении всех вопросов и сомнений больного. Врач так­же должен понимать, что его собственные чувства и отношения могут, в силу нарушения взаимоотношений с больным, влиять на правильность клинического анализа больных.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: