Рекомендации по подготовке к тренингу

Для подготовки необходимо изучить соответствующую тему по нескольким учебникам и другой литературе. (Список рекомендованной литературы представлен ниже). Для успешных ответов на тренинге, студенты должны подготовить и представить преподавателю во время собеседования следующие материалы: - краткий конспект ответов на контрольные вопросы с указанием использованных источников, в котором особое внимание следует уделить области применения тех или иных иллюстраций в зависимости от задачи исследований; - образцы иллюстраций (не менее десяти), вычерченных с соблюдением всех правил построения и оформленных в соответствии с действующими стандартами [4,5]; - классификацию графических изображений, применяемых в статистических исследованиях.

3. Краткие теоретические сведения

Статистические графики, в основном, геометрические плоскостные условные знаки, отражающие размеры статистических совокупностей, сложившуюся их структуру, размещение, динамику и взаимосвязи [1, с. 148]. Их всех объединяет одно понятие иллюстрация [4,5]. Если рассматривать статический график как плоскостное изображение, то в нем можно выделить следующие элементы: - поле графика; - геометрические знаки; - пространственные ориентиры; - масштабные ориентиры; - экспликация графика. Все вышеперечисленные элементы графика должны быть продуманы и определены до его построения. В настоящее время известно большое число разнообразных графических изображений, отличающихся многочисленными особенностями. В связи с этим возникает необходимость свести их в четкие группы по различным классификационным признакам. Первый классификационный признак – различие полей графиков. Полем графика может быть либо обычная бумага, либо обычная географическая карта, либо контурная карта. С этой точки зрения графики разделяются на диаграммы и статистические карты. Некоторые авторы трактуют этот классификационный признак как способ построения. Найдите учебники, в которых дана классификация статистических графиков, где указано, что по способу построения графики разделяются на диаграммы и статистические карты. Отметьте в конспекте к коллоквиуму как предмет для полемики. Второй классификационный признак-форма графического образа, представляемая геометрическими знаками: точками, отрезками прямых, геометрическими фигурами, секторами, силуэтами. По форме графического образа иллюстрации подразделяются на диаграммы линейные, диаграммы плоскостные, объемные, диаграммы точечные, треугольные и диаграммы изобразительные (фигурные). Третий классификационный признак – круг решаемых задач. В зависимости от круга решаемых задач иллюстрации подразделяют на: - диаграммы статического и динамического сравнения; - диаграммы структурные; - диаграммы динамических сравнений; - диаграммы выполнения плана и договорных поставок; - диаграммы балансовые; - диаграммы поточные; - диаграммы связей явлений; - диаграммы территориального размещения; - амплитудные диаграммы; - графики распределений; - кривые концентрации. Особым видом диаграмм являются диаграммы распределения величин,представленных вариационным рядом. Это гистограмма, полигон, огива (кумулятивная кривая). К числу специальных диаграмм относится диаграмма Парето и статистический знак Варзара. Некоторые виды диаграмм в свою очередь делятся на группы: а) структурные диаграммы, подразделяются на: 1) столбиковые; 2) секторные; б) динамические диаграммы, подразделяются на; 1) столбиковые; 2) полосовые; 3) круговые и квадратные, значения радиусов или стороны которых пропорциональны квадратным корням из абсолютных значений признаков; 4) изобразительные диаграммы, на которых статистические величины изображаются не простыми геометрическими фигурами, а легко запоминающими символами, воспроизводящими внешний образ статистической совокупности; 5) спиральные диаграммы. Предназначаются для отражения явлений, периодически повторяющихся во времени, например, сезонных колебаний. Для её построения берется круг, окружность которого разбивается на части по числу периодов (например, на 12 месяцев). Радиус круга за каждый период определяет величину явлений; в) контрольно–плановые графики, которые из-за их привязки ко времени могут быть отнесены к динамическим диаграммам; г) диаграммы амплитудные, применяемые для изображения пределов изменения явлений в разные периоды времени или в разных условиях; д) диаграммы территориального размещения, на которых изображают распределение статистических данных на определенной территории. Различают также картограммы, картодиаграммы, центрограммы. Картограммы подразделяют на: а) фоновые; б) точечные; в) изолинейные. В том числе: 1) карты изотерм, представляющие районы с равными годовыми или месячными температурами; 2) карты изобар, отображающих области равного давления; 3) изотермы, отображающие время выполнения главных сельскохозяйственных работ; 4) изопрайсы (изолинейные картограммы), на которых отображаются районы одинаковых цен.

4. Область применения графиков в зависимости от задач исследования

Известно, что статистическое исследование – это процесс определенного изучения объекта (экономического процесса) с целью выявления его состояния и закономерностей развития, структуры и взаимосвязи, его роли в предпринимательской деятельности и других задач. В зависимости от задачи исследования могут применяться диаграммы статического сравнения, структурные, динамического сравнения, распределения частоты явлений, балансовые, поточные, связи явлений, территориального размещения и амплитудные, диаграммы Парето и статистический знак Варзара, кривые концентрации.

Рассмотрим некоторые задачи исследования и те изобразительные средства, которыми они могут решаться. Экономисту особенно важно знать, приступая к решению определенной управленческой задачи, как акцентировать внимание на узловых проблемах и уметь выбрать требуемый ему способ графического изображения.

1. На практике диаграммы статического сравнения применяются наиболее часто для сопоставления отдельных величин, относящихся к одному и тому же периоду или моменту времени. Для таких сравнений можно использовать столбиковые, ленточные и линейные диаграммы; менее наглядно сравнения представляются через диаграммы квадратные, круговые и объемные (линейные диаграммы не рекомендуются [2, с.46].

2. Диаграммы структурные хорошо иллюстрируют состав целого, разделенного на части. Изобразительными средствами для этого могут служить либо столбиковые диаграммы, либо круговые – секторные или полукруговые диаграммы. Изображаемые части явлений как в столбиках, так и в секторах, должны располагаться в определенной последовательности (в секторных диаграммах по движению часовой стрелки, а в столбиковых от верха к низу).

3. Диаграммы динамического сравнения изображают изменения событий во времени (на оси абсцисс откладываются масштабы времени (годы, месяцы идр. ед. времени), на оси ординат – уровни динамических рядов). При этом в изображении моментных рядов предпочтительна линейнаяформа графика. При изображении интервального ряда (например, выпуск продукции за месяц, за год и т. п.) лучше использовать столбики. Начальный уровень в динамических рядах надо принимать в нулевойточке оси абсцисс. Сопоставление динамических изменений может быть изображено веерной диаграммой. Для построения веерной диаграммы данные пересчитываются в %. На диаграмме наносятся горизонтальная линия, соответствующая 100%, и из точки пересечения её с осью ординат проводятся линии, изображающие процентные показатели рассматриваемых явлений (при росте линия пойдет вверх, при убыли – вниз). Необходимо подчеркнуть, что к веерным диаграммам необходимо прилагать абсолютные данные.

4. Диаграммы поточные применяются двух видов. Диаграммы первого вида помогают изображению перераспределения в процессе движения тех илииных явлений. Например, денежные потоки при инвестиционной деятельности предприятий и распределения доходов от неё. Поточные диаграммы второго вида строятся на географической карте, они могут отображать потоки передвижения грузов, людей.

5. Диаграммы связи явлений показывают тесноту и форму зависимости между явлениями. Они могут быть точечными или линейными. Форму связи показывает характер расположения точек или направление кривой, приближающейся к прямой, параболе и т.д. Тесноту связи демонстрирует степень концентрации точек или величина отклонений кривых по эмпирическим данным от теоретической прямой, параболы и т. п. соответственно.

6. Картограммы - схематические, контурные географические карты, на которой отдельные районы (области) обозначены различно в зависимости от величины статистического признака. На картограммах изображают относительные величины: средние урожаи, душевое потребление, рождаемость, смертность и т.п. показатели. Абсолютныевеличины не используются, так как они будут относится к различным по величине территориальным участкам. Картограммы подразделяются на точечные и фоновые.

7. Точечные картограммы надо применять в том случае, когда сумма весов статистического распределения по районам имеет экономический смысл.

8. Фоновые диаграммы применяют тогда, когда сумма весов статистического распределения по районам лишена смысла.

9.Картодиаграммы применяются, если необходимо показать географическое распределение отображаемого статистикой явления (в виде столбиков, кругов, треугольников, квадратов разной величины, нанесенных на контурную карту, где величина геометрического знака зависит от размера данного явления в отображаемом районе).Примером картодиаграмм могут служить схемы транспортных потоков. При построении этих схем на картах транспортных маршрутов отражаютсяобъемы, а, иногда, и структура транспортируемых грузов. Картодиаграмма транспортных потоков имеет большое практическое значение, например, привыборе типов и очередности строительства дорог.

10. Центрограммы позволяют составить целые статистико–географические описания. Можно разместить соответствующие данные динамических рядов не в таблицах, а на контурных географических картах. Картограммы, на которых размещаются целые таблицы (все же очень короткие), называются центрограммами. Центрограммы позволяют определить динамику удельного веса отдельных районов, тенденцию перемещения центра тяжести в расположении отдельных явлений. Если таблица дает возможность лишь сделать умозаключение опространственном перемещении, то центрограмма такой процесс представляет наглядно.

Центрограммы широко применяются при изучении миграции населения, для изучения перемещения центров производства различных промышленныхизделий.

Обращаем Ваше внимание на историю возникновения центрограмм. Центрографический метод был разработан в России в начале ХХв. великим химиком Д. И. Менделеевым, описавшим его в 1901г. в работе «К познанию России». Вместе со своим сыном – математиком И. Д. Менделеев сделал расчеты центра территории России и центра её народонаселения по материалам переписи населения 1897г. В настоящее время данный вид диаграмм незаслуженно забыт и не находит должного применения в статистической практике.

11. Диаграмма Парето применяется в тех случаях, когда необходимо классифицировать факторы, негативно или положительно влияющие на экономику предприятия. Чтобы выяснить, какие из этих факторов основные, строят диаграмму Парето и проводят ее анализ. Например, в случае возникновения трудностей с оборотом кредитных сумм, при появлении брака в цехах предприятия, удлинении производственного или операционного цикла, поступление рекламаций, количество которых не уменьшается, несмотря на принятые меры

по повышению качества продукции. Диаграмма Парето используется и в противоположном случае, когда положительный опыт отдельных подразделений менеджеры намерены распространить на другие. С помощью диаграммы Парето выявляют основные причины успеха и широко пропагандируют эффектные методы работы. При использовании диаграммы Парето наиболее распространенным методом анализа являются так называемый АВС – анализ.

12. Статистический знак Варзара применяется для изображения статистического показателя, который получается в результате перемножения двух других величин и, когда на графике должны быть видны множители.

13. График Лоренца используется для иллюстрации концентрации явлений (при изучении дифференциации доходов населения).

Мы указали область применения иллюстраций, как наиболее часто встречающихся в экономической практике, так и мало распространенных и забытых.

Цель тренинга - привлечь внимание будущих экономистов к необходимости освоить разработанные графические методы, чтобы успешно применять их при решении управленческих задач. Полученные знания представляются фундаментом для изображения статистических показателей. Только

в этом случае можно считать цель тренинга достигнутой.

Для успешной подготовки ниже предложены контрольные вопросы.

5. Контрольные вопросы

1. Почему в работе экономиста необходимы графические методы для изображения статистических данных?

2. Какие требования предъявляются к иллюстрациям?

3. Перечислите основные элементы диаграмм и статистических карт.

4. Виды иллюстраций по форме графического образа.

5. Виды диаграмм, используемых при различных задачах исследования.

6. Как классифицируются статистические диаграммы?

7. Как строятся и когда используются диаграммы: линейные, плоскостные, объемные, точечные, изобразительные, кривые концентрации?

8. Какими графическими образами можно представить изображение структурных сдвигов в изучаемых явлениях?

9. Какие виды диаграмм используются при изображении распределения явлений?

10. Как строятся балансовые диаграммы? Расскажите о нескольких приемах их построения.

11. Способы построения картограмм и картодиаграмм. Какие встречаются затруднения при их построении?

12. Как построить знак Варзара? Область его применения.

13. Охарактеризуйте диаграмму Парето и область ее применения.

Непременным условием закрепления теоретических и практических знаний студентов является выполнение ими индивидуальных домашних заданий. Источником информации для выполнения домашних заданий служат данные аналитического и синтетического учета, отчетность. Развитие практических навыков аналитической обработки информации достигается самостоятельным составлением аналитических таблиц, осуществлением аналитических расчетов и формулировкой на их основе выводов.

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Подготовка к зачету Изучение дисциплины заканчивается зачетом, который проводится по всему ее содержанию. Экзаменационный билет включает в себя два теоретических вопроса и решение одной задачи. К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к экзамену осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа.

Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю.

Результативность работы студентов во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Преподаватель по данной дисциплине может осуществлять следующие виды контроля:

- текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях, а также контроль по окончании изучения раздела курса;

- самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

- промежуточная аттестация (итоговый контроль) по дисциплине в виде экзамена.

Текущий контроль. Контроль результатов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме, а именно:

- устного опроса (группового или индивидуального);

-коллоквиума;

- письменного опроса;

- письменного выполнения практического задания;

- тестирования;

- доклада или реферата;

- презентации и др.

Итоговый контроль (промежуточная аттестация). Для контроля усвоения данной дисциплины для студентов учебным планом предусмотрен зачет.

Профессиональные способности, знания, навыки и умения уцениваются в соответствии с требованиями ФГОС подготовки бакалавра.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: