Паушальные платежи - это определенная и зафиксированная в тексте лицензионного соглашения сумма, фактически не зависящая от объема освоения и коммерческой реализации объекта лицензии.
Паушальные платежи применяют, когда лицензиар предоставляет лицензию малоизвестному для него лицензиату и нет реальной возможности осуществить действенный контроль за его деятельностью в части использования лицензии или же когда лицензиару необходимо получить единовременную большую суммы денег, нужных для покрытия издержек, связанных с разработкой объекта лицензии.
Технически паушальные платежи осуществляются в один или несколько приемов. Обычно паушальные платежи начинаются с момента подписания лицензионного соглашения и заканчиваются с началом коммерческой объекта лицензии.
Текущие (периодические) платежи - роялти - представляют собой платежи выплачиваемые лицензиатом лицензиару в течение всего срока действия лицензионного соглашения по окончании каждого отчетного периода, начиная с даты вступления соглашения в силу или, что встречается чаще, с начала коммерческого использования объекта лицензии. Ставка роялти может быть выражена в виде процента от цены произведенной или проданной продукции по лицензии, процента от суммы продаж продукции по лицензии, твердо установленного сбора с единицы продукции по лицензии.
|
|
Комбинированная форма выплаты лицензионного вознаграждения включает в себя выплату первоначальных платежей (как правило, в один прием, приуроченный к передаче технической или иной документации) с выплатой остальной части лицензионного вознаграждения в виде роялти в обычном порядке по окончании каждого отчетного периода.
В последнее время фирмами разных стран применяются лицензионные платежи на компенсационной основе. Сущность их заключается в выплате лицензионного вознаграждения продукцией, произведенной по лицензии. При этом цена лицензии первоначально рассчитывается в денежном выражении, а затем переводится в натуральную форму с учетом принятой для производимого по лицензии продукта цены.
Преимущества лицензий:
• Быстрое проникновение на рынок. Спомощью лицензий можно выйти на такой рынок, куда другим способом нельзя проникнуть из-за: высоких ввозных пошлин; наличия импортных квот или запретов; слишком больших расходов на транспорт, если речь идет о громоздких или тяжелых товарах; сильной конкуренции со стороны других фирм.
• Низкие затраты капитала. При продаже лицензий валютные затраты не велики, а прибыль существенна.
• Незначитёльный риск. Потери при провале не велики.
• Национализация. Продавец лицензии не подвержен опасности национализации или экспроприации капитала.
|
|
• Создание новых товаров. Ввиду небольших издержек новые товары могут быть быстро созданы и поступать в продажу до того, как конкуренты смогут произвести что-либо похожее.
• Продвижение товара. Продавец лицензии может немедленно воспользоваться торговопроводящей сетью покупателя и имеющейся клиентурой (покупателями). Производство на месте может способствовать заключению контрактов с местным правительством, особенно если это связано с обороной.
Недостаткипродажи лицензии, с т. зр. продавца следующие:
• Конкуренция со стороны покупателя лицензии. Когда истечет срок лицензионного соглашения, владелец лицензии обнаруживает в лице покупателя лицензии своего конкурента.
• Эксплуатация рынка. Получатель лицензии, если даже он достиг согласованного минимума оборота, все же не полностью заполнил рынок, оставив лазейку для конкурентов. Владелец лицензии неизбежно теряет контроль над операциями на рынке.
• Качество товара. Контроль качества товара усложнен, а товар часто несет в себе товарную марку владельца лицензии.
• Правительство. Государственные органы часто чинят препятствия переводу платежей за право пользования патентом и налагают запрет на ввоз компонентов.
• Разногласия с получателем лицензии. Часто возникают споры, хотя соглашение было составлено со всеми предосторожностями.