Виды лицензионных платежей

Паушальные платежи - это определенная и зафиксированная в тексте лицензионного соглашения сумма, фактически не зависящая от объема освоения и коммерческой реализации объекта лицензии.

Паушальные платежи применяют, когда лицензиар предоставляет лицензию малоизвестному для него лицензиату и нет реальной возможности осуществить действенный контроль за его деятельностью в части использования лицензии или же когда лицензиару необходимо получить единовременную большую суммы денег, нужных для покрытия издержек, связанных с разработкой объекта лицензии.

Технически паушальные платежи осуществляются в один или несколько приемов. Обычно паушальные платежи начинаются с момента подписания лицензионного соглашения и заканчиваются с началом коммерческой объекта лицензии.

Текущие (периодические) платежи - роялти - представляют собой платежи выплачиваемые лицензиатом лицензиару в течение всего срока действия лицензионного соглашения по окончании каждого отчетного периода, начиная с даты вступления соглашения в силу или, что встречается чаще, с начала коммерческого использования объекта лицензии. Ставка роялти может быть выражена в виде процента от цены произведенной или проданной продукции по лицензии, процента от суммы продаж продукции по лицензии, твердо установленного сбора с единицы продукции по лицензии.

Комбинированная форма выплаты лицензионного вознаграждения включает в себя выплату первоначальных платежей (как правило, в один прием, приуроченный к передаче технической или иной документации) с выплатой остальной части лицензионного вознаграждения в виде роялти в обычном порядке по окончании каждого отчетного периода.

В последнее время фирмами разных стран применяются лицензионные платежи на компенсационной основе. Сущность их заключается в выплате лицензионного вознаграждения продукцией, произведенной по лицензии. При этом цена лицензии первоначально рассчитывается в денежном выражении, а затем переводится в натуральную форму с учетом принятой для производимого по лицензии продукта цены.

Преимущества лицензий:

Быстрое проникновение на рынок. Спомощью лицензий можно выйти на такой рынок, куда другим способом нельзя проникнуть из-за: высоких ввозных пошлин; наличия импортных квот или запретов; слишком больших расходов на транспорт, если речь идет о громоздких или тяжелых товарах; сильной конкуренции со стороны других фирм.

Низкие затраты капитала. При продаже лицензий валютные затраты не велики, а прибыль существенна.

Незначитёльный риск. Потери при провале не велики.

Национализация. Продавец лицензии не подвержен опасности национализации или экспроприации капитала.

Создание новых товаров. Ввиду небольших издержек новые товары могут быть быстро созданы и поступать в продажу до того, как конкуренты смогут произвести что-либо похожее.

Продвижение товара. Продавец лицензии может немедленно воспользоваться торговопроводящей сетью покупателя и имеющейся клиентурой (покупателями). Производство на месте может способствовать заключению контрактов с местным правительством, особенно если это связано с обороной.

Недостаткипродажи лицензии, с т. зр. продавца следующие:

Конкуренция со стороны покупателя лицензии. Когда истечет срок лицензионного соглашения, владелец лицензии обнаруживает в лице покупателя лицензии своего конкурента.

Эксплуатация рынка. Получатель лицензии, если даже он достиг согласованного минимума оборота, все же не полностью заполнил рынок, оставив лазейку для конкурентов. Владелец лицензии неизбежно теряет контроль над операциями на рынке.

Качество товара. Контроль качества товара усложнен, а товар часто несет в себе товарную марку владельца лицензии.

Правительство. Государственные органы часто чинят препятствия переводу платежей за право пользования патентом и налагают запрет на ввоз компонентов.

Разногласия с получателем лицензии. Часто возникают споры, хотя соглашение было составлено со всеми предосторожностями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: