Франчайзинг как форма выхода на внешний рынок

Наиболее распространенной формой хозяйственой интеграции крупном малого производства, особенно в сфере услуг и торговле, стала система договора отношений типа франчайзинг.

Название произошло от фран. "franchise", что означает - льгота, привилегия.

Самая ценная и полезная льгота - это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную торговую марку, возможность обучиться и получать необходимые консультации.

Все эти возможности могут предоставить те, кто: уже имеет опыт, знания или ноу-хау; создал себе определенный имидж в мире бизнеса и у потребителей.

Опытный предприниматель, используя эту систему, выступает в роли "франчайзера", т.е. в роли продавца своего опыта.

Программа франчайзинга, профессионально воплощенная в жизнь, позволит франчайзеру:

ü осуществлять расширение границ своих возможностей;

ü определять главные направления деятельности;

ü прогнозировать свои будущие доходы;

ü быстро получить общественное признание;

ü укрепить свои позиции на рынке.

Во франчайзинге участвуют две группы бизнесменов. Тот, кто представляет это право (франшизу), называется "франчайзер".

"Франчайзи" - это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса под именем и торговой маркой франчайзера.

На родине франчайзинга, в США, его определяют как контрактную систему управления и распределения товара и услуг компаний через обширную или ограниченную сеть дистрибьюторов.

По условиям контракта франчайзер гарантирует право держателю франчайзи продавать на рынке товары или услуги, использовать, торговую марку и модель бизнеса.

На практике это выглядит так. От держателя франчайзи требуется, первоначальный взнос для получения права на обучение, использование имени, торгового знака; постоянные взносы (в виде доли с оборота) в уплату за текущее руководство и обучение; взносы на цели маркетинга и сбыта (доля с оборота); соблюдение предписанных форм и методов работы (включая процедуры управления, стандарта качества, униформу сотрудников).

Франчайзер со своей стороны обеспечивает держателя: первоначальным обучением управлению и внедрению дел; постоянной помощью в подготовке и переподготовке кадров, консультациями по вопросам управления и маркетинга.

Построение форм договорных отношений:

1 «продукт и торговая марка» - основана на том, что держателю франчайзи гарантируется право продажи товара и услуг франчайзера внутри определенной территории, используя торговую марку.

2 «бизнес – формат» - корпоративная форма, доминирующая в экономике. Она предусматривает подключение фирмы-оператора в полный цикл хозяйственной деятельности головной фирмы.

Наиболее часто используемые модели франчайзинга:

1. Региональный франчайзинг: охват деятельностью какого-то географического региона (страны) с опорой на поддержку главного франчайзи, который имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать обучение и услуги, что обычно делает сам франчайзер.

Главный франчайзи получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации новых франчайзи, которых он вовлекает в эту систему. Главный франчайзи выборное лицо.

2. Суб-франчайзинг - разница данной модели только в том, что франчайзи работает напрямую с суб-франчайзером и платит ему роялти и взносы.

3.Развивающийся франчайзинг - в соглашении по развитию территории франчайзер передает эксклюзивные права на развитие какого-то географического района группе инвесторов. Инвесторы в свою очередь, либо развивают собственных франчайзеров, либо подбирают франчайзи.

Лицо, владеющее правом развития эксклюзивной территории, платит франчайзеру взносы и обязано открыть определенное кол-во точек в оговоренный период времени. Владельцы этих точек платят роялти и взносы франчайзеру. Лицо, обладающее эксклюзивными правами, имеет долю только от рентабельности индивидуальных франчайзеров, которые он открыл.

Преимущества франчайзинга:

1. Ориентация на успех для участников. Отличительной чертой франчайзи является не товар и услуга сама по себе, а качество системы. Открываются широкие возможности для бизнеса, не прибегая к кредитам и не беря на себя финансовые обязательства. Для успеха важно предоставить франшизе стандартизтрованнную систему учета и выполнения деловых операций.

2. Позволяет производителям осуществить контроль над условиями реализации своей продукции.

3. Дает возможность начать собственное дело, пользуясь опытом, знаниями и поддержкой того, кто предоставляет франшизу.

4. Предприниматель имеет право воспользоваться именем фирмы (торговой маркой) с хорошей репутацией, что дает ему быстрое признание в определенном рыночном пространстве.

5. Возможное объединение предпринимателей в системе франчайзинга и при внесении доли каждым. Такая организация через СМИ в состоянии упрочнить репутацию фирмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: