Под конкурентоспособностью понимают характеристику продукции, которая показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.
Чтобы товар удовлетворял потребности покупателя, он должен соответствовать определенным параметрам: техническим; эргономическим; эстетическим; нормативным; экономическим.
Задачи анализа: оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции; изучение факторов, воздействующих на ее уровень; разработка мер по обеспечению необходимого уровня конкурентоспособности продукции.
Рассчитывают единичные, групповые и интегральный показатели конкурентоспособности продукции.
Единичные показатели отражают процентное отношение уровня какого-либо технического или экономического параметра к величине того же параметра продукта-конкурента:
Р
g=---------* 100 %
Р0
где g— единичный параметрический показатель; Р— уровень параметра исследуемого изделия; Ро - уровень параметра изделия, принятого за образец, удовлетворяющий потребность на 100 %.
|
|
Групповой показатель (G) объединяет единичные показатели gi по однородной группе параметров (технических, экономических, эстетических) с помощью весовых коэффициентов (аi.), определенны экспертным путем:
G = ∑ai* gi
Интегральный показатель (I) представляет собой отношение группового показателя по техническим параметрам (Gт) к групповому показателю по экономическим параметрам (Gэ):
Если I< 1, то анализируемое изделие уступает образцу, а если / > 1, то оно превосходит изделие-образец или изделие-конкурента по своим параметрам.
Важное направление повышения конкурентоспособности продукции — совершенствование процессов товародвижения, организации торговли, сервисного обслуживания покупателей, рекламы продукции, которые являются мощными инструментами стимулирования спроса.