Объем производства и реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет важное значение.
Его основные задачи состоят в следующем:
1. оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
2. определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
3. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
4. разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат: бизнес-план предприятия, плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности, данные текущего бухгалтерского и статистического учета.
|
|
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.
Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.
Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции, например, на консервных заводах используется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.
|
|
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста(табл. 1.).
Таблица 1 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах
Год | Объем производства продукции, млн руб. | Темпы роста, % | Объем реализации, млн руб. | Темпы роста, % | ||
базисные | цепные | базисные | цепные | |||
темп роста базисный темп роста цепной
Тпр.=Тр-100 – темп прироста
По результатам анализа делаются выводы о положительных или отрицательных тенденциях в изменении показателей. Кроме того, делается сравнение темпов роста производства и реализации продукции, где выясняется, какой из показателей увеличивается более быстрыми темпами (производство или реализация).
Если производство увеличивается быстрее, чем реализация, то это свидетельствует о накапливании остатков готовой продукции на складе организации.
После изучения динамики производства и реализации продукции производится оценка выполнения плана по производству и реализации продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) на основании данных табл. 2.
Таблица 2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств (табл. 3).
Табл. 3 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции
Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается
Объем продукции фактический (в пределах плана (ВПф))
Кд.о. = ------------------- ------------------------------------------------------------
Выпуск продукции план.
Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торговых организаций, предприятий-смежников, транспортных организаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следует обращать на выполнение обязательств по госзаказу, по экспорту продукции.