Задачи и информационное обеспечение анализа

Объем производства и реализации про­дукции являются взаимозависимыми пока­зателями. Предприятие должно произво­дить только те товары и в таком объеме, ко­торые оно может реально реализовать. Темпы роста объема производства и реа­лизации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину из­держек, прибыль и рентабельность пред­приятия. Поэтому анализ данных показате­лей имеет важное значение.

Его основные задачи состоят в следующем:

1. оценка степени выполнения плана и дина­мики производства и реализации продукции;

2. определение влияния факторов на изме­нение величины этих показателей;

3. выявление внутрихозяйственных резер­вов увеличения выпуска и реализации про­дукции;

4. разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Источниками информации для анализа производства и реали­зации продукции служат: бизнес-план предприятия, плановые и оперативные планы-графики, данные текущей и годовой отчетности, данные текущего бухгалтерского и статистического учета.

Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции

Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают с по­мощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное про­изводство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутри­хозяйственный оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутри­хозяйственного оборота и незавершенного производства.

Важное значение для оценки выполнения производственной программы имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.). Их используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам од­нородной продукции.

Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов про­изводства продукции, например, на консервных заводах исполь­зуется такой показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях - количество условных ремонтов, в обувной промышленности - условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т.д.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста(табл. 1.).

Таблица 1 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах

Год Объем производства продукции, млн руб. Темпы роста, % Объем реализации, млн руб. Темпы роста, %
базисные цепные базисные цепные
             

темп роста базисный темп роста цепной

Тпр.=Тр-100 – темп прироста

По результатам анализа делаются выводы о положительных или отрицательных тенденциях в изменении показателей. Кроме того, делается сравнение темпов роста производства и реализации продукции, где выясняется, какой из показателей увеличивается более быстрыми темпами (производство или реализация).

Если производство увеличивается быстрее, чем реализация, то это свидетельствует о накапливании остатков готовой продукции на складе организации.

После изучения динамики производства и реализации продукции производится оценка выполнения плана по производству и реализа­ции продукции за отчетный период (месяц, квартал, год) на основании данных табл. 2.

Таблица 2 - Анализ выполнения плана по выпуску и реализации продукции

Анализ реализации продукции тесно связан с анали­зом выполнения договорных обязательств по постав­кам продукции. Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конку­ренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства.

В процессе анализа определяется выполнение плана поста­вок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию, в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясня­ются причины недовыполнения плана и дается оценка деятель­ности по выполнению договорных обязательств (табл. 3).

Табл. 3 Анализ выполнения договорных обязательств по отгрузке продукции

Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается

Объем продукции фактический (в пределах плана (ВПф))

Кд.о. = ------------------- ------------------------------------------------------------

Выпуск продукции план.

Недопоставка продукции отрицательно влияет не только на итоги деятельности данного предприятия, но и на работу торго­вых организаций, предприятий-смежников, транспортных орга­низаций и т.д. При анализе реализации особое внимание следу­ет обращать на выполнение обязательств по госзаказу, по экспорту продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: