Анализ ассортимента и структуры продукции. Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают ассортимент (номенклатура) и структура про­изводства и реализации продукции

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельнос­ти оказывают ассортимент (номенклатура) и структура про­изводства и реализации продукции.

Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:

1. определение текущих и перспективных потребностей поку­пателей;

2. оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

3. изучение жизненного цикла изделий и принятия своевре­менных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы мораль­но устаревших и экономически неэффективных изделий;

4. оценку экономической эффективности и степей» риска из­менений в ассортименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактичес­кого выпуска продукции зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Выпуск продукции факт.

(защитанный в выполнении плана по асс-ту)

Квып.плана по ассорт.=---------------------------------------------------------------------------

Выпуск продукции план

Таблица 5 - Выполнение плана по ассортименту продукции

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.

К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды про­дукции, состояние материально-технического обеспечения, нес­воевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое тех­ническое состояние оборудования, его простои, аварии, недос­таток электроэнергии, низкая культура производства, недостат­ки в системе управления и материального стимулирования.

Увеличение объема производства (реализации) по одним ви­дам и сокращение по другим видам продукции приводит к изме­нению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в об­щем их выпуске.

Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции заплани­рованные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность.

Проанализировать влияние структурных сдвигов на объем продукции в стоимостном выражении можно с помощью способа цепных подстановок, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции.

ВПусл.1=∑(V в натур.выраж. общий факт.*Уд.вес i-ого вида прод-ции план * Цi план)

ВПусл.2 =∑(V в натур.выраж. общий факт.*Уд.вес i-ого вида прод-ции факт* Цi план)

Изменение выпуска продукции под влиянием фактора структуры:

∆ВП уд.вес.(т.е. структура) = ВП усл.2 – ВП усл.1

Кроме способа цепных подстановок может быть использован способ абсолютных разниц.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: