В 1992 г. была введена расширенная конц. соперничества М. Портера. Суть данной конц. состоит в способности фирмы реализовывать свое конкур-ое преимущ-во на базавом отраслевом р-ке это зависит не только от прямой конкуренции с кот. она сталкивается, а также от таких конкурентных сил как потенциальн. конкуренты, тов-заменители, клиенты и поставщики.
Угрозы:
1. угроза прихода новых конкурентов. это угроза степень которой фирма должна стремится понизить и против кот. она должна защищать себя, создавая барьеры входа на р-к:
· эфф-т масштабов произ-ва
· правовая защита, кот. дают патенты на продукцию
· сила имиджа марки
· потребность в капитале
· доступ к сбытовым сетям
· доступ к ресурсам
· эффект опыта (В основе кривой опыта лежит идея, заключающаяся в том, что по мере роста производства понижаются затраты на единицу выпускаемой продукции.)
2. угроза тов-заменителей – это тов-ы удовлетворяющ. ту же потребность, но другими способами, эти товары создают пост. угрозу особенно в рез-те развития НТП. Тов-заменители не всегда очевидны и необх. систематически осуществлять поиск тов-ов, кот. удовлетворяют ту же потреб-ть или выполняют ту же функц-ю.
|
|
3. возможность давления со стороны клиентов. Покупатели обладают определенной силой торговаться со своими поставщиками. Результат этой способности – добиваться более выгодных условий. Ур-нь данной способности зависит от след. факторов:
· группа клиентов сконцентрирована на объеме закупаемой партии, т.к. ее покупка составляет значительную долю продаж поставщика.
· тов. слабодифференцированы и клиенты уверены, что найдут др-х поставщиков.
· низкие издержки перехода при смене поставщиков.
· клиент обладает исчерпывающей инф-ей о спросе, реальн. ценах р-ка и даже об издержках поставщика.
выбор покупателей – это важн. стратегич. решение т.к. фирме необходимо иметь выгодный портфель заказчика и за счет этого избежать любой формы зависимости от групп покупателей.
4. возможность давления со стороны поставщиков. Условия кот. дают поставщ-ку большую силу в коммерч-х переговорах:
· гр-а постав-в более сконцентрированы чем гр-а покупателей, которой она поставляет продукцию.
· поставщ-ки не испытывают угрозы со стороны тов-заменителей.
· группа поставщ-ов дифференцировала свои тов-ы, создала выс. изд-ки перехода, чем привязала к ним клиента.